6 лет после Фукусимы: Япония разуверилась в ядерной энергетике?

19.02.2018 21:51

С момента ядерной катастрофы на Фукусиме прошло шесть лет. Это случилось 11 марта 2011 года, но Япония по-прежнему имеет дело с последствиями. Вывод из эксплуатации поврежденного реактора Фукусимы Daiichi создает беспрецедентные технические проблемы. Более 100 000 человек были эвакуированы, но только около 13 процентов вернулись домой, хотя правительство объявило, что некоторые зоны эвакуации вполне безопасны.

Расходы на очистку

В конце 2016 года правительство оценило общие расходы от ядерной аварии на 22 триллиона иен, или 188 $ млрд. Это примерно в два раза выше, чем предыдущая оценка. Правительство Японии разрабатывает план, согласно которому часть этих расходов будет лежать на потребителях и гражданах за счет более высоких счетов за электричество и налогов.
Японская общественность потеряла веру в регулирование ядерной безопасности, и большинство выступает за постепенный отказ от ядерной энергетики. Тем не менее текущая энергетическая политика Японии предполагает, что ядерная энергетика будет играть определенную роль. Для того чтобы двигаться вперед, Япония должна найти новый способ принятия решений о ее энергетическом будущем.

Неопределенность в отношении ядерной энергетики

Когда землетрясения и цунами обрушились на Японию в 2011 году, в стране действовало 54 атомных реактора, которые производили около одной трети поставляемой страной электроэнергии. После кризиса, с которым столкнулась Фукусима, японские коммунальщики один за другим закрыли 50 нетронутых реакторов. В 2012 году тогдашний премьер-министр Есихико Нода объявил, что он попытается полностью отказаться от ядерной энергии к 2040 году, после того как существующие реакторы достигнут возраста 40 лет, который является крайним лицензионным сроком их эксплуатации.
Теперь, однако, премьер-министр Синдзо Абэ, который вступил в должность в конце 2012 года, говорит, что Япония не может обойтись без ядерной энергетики. Три реактора начали снова работать по новым стандартам, выпущенным Nuclear Regulation Authority, который был создан в 2012 году для регулирования ядерной безопасности. Один из них был закрыт снова из-за юридических проблем с группой граждан. Перезапуск еще 21 завода находится в стадии рассмотрения.

Энергетический план

В апреле 2014 года правительство выпустило свой первый стратегический энергетический план после аварии на Фукусиме, в котором призывало к поддержанию некоторых атомных электростанций в качестве базисной нагрузки источников энергии — станций, которые работают круглосуточно. Этот план не исключает строительства новых атомных электростанций. Министерство экономики, торговли и промышленности (METI), которое отвечает за национальную энергетическую политику, опубликовало долгосрочный план в 2015 году, который предполагает, что ядерная энергетика должна производить от 20 до 22 процентов электроэнергии в Японии к 2030 году.

Спрос на электроэнергию

В то же время, в основном благодаря усилиям по энергосбережению и повышению энергоэффективности, общий спрос на электроэнергию снижается с 2011 года. Нет никакой нехватки энергии даже без атомных электростанций. Цена на электроэнергию выросла более чем на 20 процентов в 2012 и 2013 годах, но затем стабилизировались и даже несколько снизились, поскольку потребители сократили использование ископаемого топлива.
«Основной закон об энергетике» Японии требует от правительства выпускать стратегический план в области энергетики каждые три года, так что дебаты по поводу нового плана, как ожидается, начнутся уже в этом году.

Общественное недоверие

Самой серьезной проблемой, с которой столкнулись ядерная политика и промышленность Японии, является потеря общественного доверия, которое остается низким даже через шесть лет после кризиса. В 2015 году в Японии был проведен опрос, согласно которому 47,9 % респондентов заявили, что ядерная энергетика должна быть постепенно отменена, а 14,8 % сказали, что она должна быть отменена немедленно. Только 10,1 % опрошенных сказали, что использование ядерной энергетики должно быть сохранено, и лишь 1,7 % уверены в том, что ее объемы следует увеличить.
Еще один опрос, проведенный газетой Asahi Shimbun в 2016 году, выявил еще больший негатив. Пятьдесят семь процентов населения выступили против возобновления работы существующих атомных электростанций, даже если они соответствуют новым нормативным стандартам, 73 процента поддержали свертывание ядерной энергетики, а 14 процентов выступили за немедленное закрытие всех атомных станций.

Кто должен платить за очистку Фукусимы?

По оценкам, общий ущерб от кризиса на Фукусиме, который равняется 22 триллионам иен, приблизительно эквивалентен одной пятой части годового общего бюджета Японии. Около 40 процентов этой суммы будет покрывать вывод из эксплуатации поврежденных ядерных реакторов. Расходы на оплату труда составляют еще 40 процентов. Оставшаяся сумма необходима для оплаты обеззараживания пострадавших районов для жителей.
В рамках специальной схемы финансирования, принятой после катастрофы на Фукусиме, компания «Tepco», которая несет ответственность за аварию, как ожидается, должна оплатить расходы по очистке, опираясь на поддержку правительства. Тем не менее с ростом сметы расходов правительство предложило «Tepco» оплатить только 70 процентов стоимости. Около 20 % должны оплатить другие компании по производству электроэнергии, а правительство (то есть налогоплательщики) покроет около 10 процентов расходов.
Это решение вызвало критику со стороны как экспертов, так и потребителей. В декабре 2016 года деловой газетой Nihon Keizai Shimbun был проведен опрос, согласно которому одна треть опрошенных утверждала, что все расходы должна нести «Tepco», и в тарифы на электроэнергию не должны быть добавлены какие-либо дополнительные суммы. Без большей прозрачности и подотчетности правительство столкнется с проблемами в том, чтобы убедить общественность участвовать в покрытии затрат на очистку.

Другие ядерные тяготы: отработанное топливо

Японские ядерные операторы и правительство должны также найти безопасные и надежные способы управления растущими запасами облученного ядерного топлива и оружейного плутония.
В конце 2016 года в Японии было 14 000 тонн отработанного ядерного топлива, хранящегося на атомных электростанциях, и оно заполняло около 70 процентов емкости мест для хранения. Правительство считает необходимым перерабатывать отработанное ядерное топливо, чтобы восстановить содержащиеся в нем плутоний и уран. Но склад для хранения топлива на Роккасе — единственном в Японии коммерческом заводе по переработке — почти полностью заполнен, и запланированное промежуточное хранилище в Mutsu еще не построено.
Наилучшим вариантом было бы переместить отработанное топливо на склад сухого хранения, который выдержал землетрясение и цунами во время аварии на Фукусиме. Сухое хранение широко используется во многих странах, но Япония в настоящее время имеет всего несколько таких ядерных объектов. Таким образом, увеличение этого потенциала и поиск кандидата на место для окончательного захоронения отработанного топлива является срочным приоритетом.

Плутоний

Япония также имеет около 48 тонн плутония, 10,8 тонны которого хранятся в Японии и 37,1 тонны — во Франции и Соединенном Королевстве. Только одной тонны выделенного плутония достаточно, чтобы создать более 120 единиц ядерного оружия.
Многие страны выразили обеспокоенность по поводу планов Японии хранить плутоний и использовать его в ядерном топливе. Некоторые из них, такие как Китай, обеспокоены тем, что Япония могла бы использовать материал для быстрого производства ядерного оружия.
Теперь, когда Япония имеет только два работающих реактора и ее будущий ядерный потенциал является неопределенным, существует меньше обоснований, чем когда-либо, для продолжения разделения плутония. Поддержание этой политики может привести к нарастанию проблем в области безопасности и региональной напряженности и подстегнуть «плутониевые гонки» в регионе.
Следует отметить, что перемены в этом секторе не могут происходить быстро. Но правительству следует учитывать фундаментальные изменения в энергетической ядерной политике, чтобы восстановить доверие общественности.

Источник