В советском кинематографе есть немало фильмов, которые мы с удовольствием пересматриваем время от времени. Это кино на все времена, оно остается актульным для всех поколений. В этом и заключается гениальность людей, создавших эти шедевры.
«Москва слезам не верит» (1979)
Мелодрама Владимира Меньшова стала лидером проката в 1980 году, а ещё через год получила премию Оскар, в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Картина сразу стала популярной и любимой буквально у всех возрастных категорий зрителей. В сюжете фильма проложена линия жизни и судьбы трёх подруг: Кати Тихомировой (Вера Алентова), Антонины (Раиса Рязанова) и Людмилы (Ирина Муравьёва).
Действие 1 серии начинается в 50-х годах ХХ века. Показана простая история дружбы и любви обычных девушек, соседок по общежитию. У главной героини Кати – первая любовь обернулась предательством. Но она сумела не потерять своё достоинство, родила дочь, поступила в институт. Людмила вышла замуж за перспективного спортсмена, она считала, что жизнь, — это большая лотерея, главное вытянуть счастливый билет. Тоня вышла замуж за любимого парня, простого электрика на стройке, она не гналась за удачей, считая, что семья – это и есть счастье.
Во 2 серии показана жизнь подруг – 20 лет спустя. Людмила в погоне за лёгкой жизнью, остаётся у разбитого корыта: муж-хоккеист спился, детей нет, образования не получила, неинтересная работа приёмщицы в химчистке не приносит ни денег, ни удовлетворения. Тоня, наоборот счастлива, они с мужем воспитывают троих сыновей, работают вместе на стройке. А Катерина вырастила дочь, стала директором химкомбината и встретила наконец свою любовь, которую ждала всю жизнь, Гоша (Алексей Баталов) – настоящий мужчина. Тень прошлого настигает Катю, любимый человек уходит. Но верные подруги всегда рядом…
«Любовь и голуби» (1984)
Кинорежиссёр Владимир Меньшов снял свою новую комедийную мелодраму «Любовь и голуби» не менее блестяще предыдущей своей работы «Москва слезам не верит». В основу фильма легла семейная история любви Василия Кузякина (Александр Михайлов) и его жены Надежды (Нина Дорошина). Семейная пара, прожив немало лет и вырастив троих детей, столкнулась с непредвидимым препятствием – изменой. У Нади жизнь рухнула в одночасье, Василий тоже несчастлив с новой пассией Раисой (Людмила Гурченко). Курортный роман, возникший внезапно и без особых чувств, разбил вдребезги семейное счастье.
Василия тянет домой, к жене и детям, к своим голубям, но Надежда непреклонна, она не хочет мириться с изменником. И все понимают, что эти двое любят друг друга по-настоящему — и баба Шура (Наталья Тенякова), и её беспутный муж, дядя Митя (Сергей Юрский), и дети. Наконец, Василий решается и приходит домой, но Надя выгоняет его. Они начинают встречаться на берегу реки, где обосновался Вася, втайне от всех. Любовь вспыхивает с новой силой, супруги понимают, что, если бы не разлука, они бы никогда не узнали, насколько глубоко любят друг друга.
«Не могу сказать прощай» (1982)
Мелодрама режиссёра Бориса Дурова, сразу после выхода на экраны, стала лидером кинопроката (4 место). История любви Лиды (Анастасия Иванова) и Сергея (Сергей Варчук) потрясла зрителей глубиной чувств главной героини, готовой на любое самопожертвование ради любимого. Лида — неприметная девушка, работает водителем грузовика. Сергей — красавец, покоряющий девичьи сердца одним взглядом. Лида любит Серёжу, он, понимая это, проводит с девушкой ночь, а наутро просто забывает о ней. Женится Сергей на красавице Марте (Татьяна Паркина) и уезжает с молодой женой в родную деревню, к маме. Друг детства уговаривает молодых остаться и поработать в леспромхозе, обещая большие деньги.
Трагический случай при валке леса оставляет Сергея инвалидом. Марте не нужен муж-калека и она сбегает в город. Лида, узнав о несчастье, приезжает к Сергею. Девушка устраивается на работу в колхозе и налаживает отношения с мамой Серёжи (Софья Павлова). Лида своими чувствами пробуждает в Сергее желание жить и бороться, в нём появляется ответное чувство. Происходит чудо, приведшее в замешательство медиков, Сергей встаёт на ноги. Настоящая любовь способна творить любые чудеса.
«Служебный роман» (1977)
Свою лирическую комедию «Служебный роман» режиссёр Эльдар Рязанов снял на киностудии «Мосфильм» в 1977 году. Главными исполнителями стали – Алиса Фрейндлих, сыгравшая директора статистического центра Людмилу Прокофьевну Калугину, и Андрей Мягков, исполнивший роль рядового клерка Анатолия Ефремовича Новосельцева. Картина стала лидером проката 1978 года и была удостоена государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
В фильме показана история директрисы и подчинённого, у которых не было никаких чувств друг к другу, пока они не увидели партнёра в другом свете. Она — властная, одинокая женщина, зацикленная на своей работе и не обращающая внимания ни на свою внешность, ни на то, как видят её окружающие. Он — одинокий, брошенный мужчина, воспитывающий один двоих сыновей и панически боявшийся свою начальницу. Волею случая, Новосельцев видит Калугину обычной слабой женщиной, обращает внимание на её добрую душу и внутреннюю красоту. Калугина, в свою очередь, замечает в вечно перепуганном клерке остроумного и обаятельного мужчину.
Между двумя уже немолодыми людьми вспыхивает чувство, которое нет смысла скрывать. Людмила Прокофьевна преображается, воспользовавшись советами секретарши Верочки (Лия Ахеджакова), она становится просто красавицей. Анатолий Ефремович, несмотря на интриги Самохвалова (Олег Басилашвили), покоряет сердце неприступной начальницы.
«Жестокий романс» (1984)
Эльдар Рязанов экранизировал пьесу А. Островского «Бесприданница», сняв свою мелодраму «Жестокий романс». Фильм стал очень любимым у зрителей, картина получила несколько наград и стала лучшим фильмом года. На роль главной героини Ларисы Огудаловой, режиссёр пригласил совсем юную Ларису Гузееву, которая блистательно сыграла нежную, романтичную Ларису и выглядела уверенно рядом со знаменитыми коллегами по цеху.
В сюжете проложена линия любви Ларисы из обедневшего дворянского рода к Сергею Сергеевичу Паратову (Никита Михалков), богатому судовладельцу. Он ухаживает за Ларисой, но из-за легкомыслия проматывает своё состояние и вынужден искать богатую невесту. Лариса страдает и под влиянием матери, Хариты Игнатьевны (Алиса Фрейндлих), соглашается на ненавистный ей брак с Карандышевым (Андрей Мягков). Через год Паратов возвращается и видя красоту и обаяние Ларисы решает воспользоваться ею.
Девушка опозорена, жениться на ней Паратов не собирается, он уже помолвлен с богатой наследницей. Кнуров (Алексей Петренко) и Вожеватов (Виктор Проскурин) играют в решку, кому достанется Лариса. Карандышев, чтобы его невеста никому не досталась, убивает Ларису. В фильме много музыки и романсов.
«Звезда пленительного счастья» (1975)
К 150-летию восстания декабристов Владимир Мотыль снял замечательную историческую киноленту о судьбе декабристов и их жён. В сюжете фильма проложены три линии, три судьбы: князя Сергея Трубецкого (Алексей Баталов) и его жены Екатерины (Ирина Купченко); князя Сергея Волконского (Олег Стриженов) и его юной жены Марии (Наталья Бондарчук); молодого поручика Ивана Анненкова (Игорь Костолевский) и Полины Гёбль (Эва Шикульская), впоследствии ставшей его женой Прасковьей Анненковой.
После декабрьского восстания, император Николай l приказал казнить пятерых зачинщиков, а остальных сослать на вечную каторгу. Жёны декабристов добровольно последовали за своими мужьями. Женщины знали, что обратного пути уже не будет, они навеки попрощались со своими родными и, лишённые всех титулов и богатства, отправились в Сибирь за своими любимыми.
«Вокзал для двоих» (1982)
Ещё одна лента Эльдара Рязанова пополнила список лучших отечественных мелодрам. Фильм удостоен государственной премии СССР. История любви простой официантки и пианиста. Вера (Людмила Гурченко), работая официанткой в привокзальном ресторанчике, устраивает сцену посетителю, который не хочет заплатить за обед, в результате он опаздывает на свой поезд и остаётся в городке.
Платон Сергеевич (Олег Басилашвили) ехал попрощаться со своим отцом, в результате недавнего ДТП он должен быть осужден и обязан вернуться в Москву вовремя. Платон Сергеевич женат, но понимает, что жена давно его не любит, это она была за рулём, но он, как мужчина взял вину на себя. Вера проникается сочувствием и пытается загладить свою вину, устроив Платона на ночлег. Между двумя одинокими людьми вспыхивает чувство. Наутро они прощаются на вокзале навсегда. Но встреча состоялась, на далёкой зоне к осужденному Рябинину приехала жена…