За прожитые годы я узнал несколько дюжин небольших хитростей и уловок, способных сделать жизнь хоть чуточку, но лучше. Ну а вместе они оказались способны сделать жизнь действительно лучше – даже не «чуточку». Но те вещи, что оказались способны изменить мою жизнь по-настоящему, были следствием нескольких прозрений, перевернувших мой мир с ног на голову и навсегда изменивших мою реальность.
Сейчас мне кажется, что мир, в котором я живу, совсем не такой, как десять лет назад, когда я только начал интересоваться механикой качества жизни. Но на самом деле изменился вовсе не мир или населяющие его люди – изменилось то, как я на все это смотрю и как об этом думаю.
Очень возможно, что вы уже испытали некоторые из этих прозрений. Ну а если и нет – то вы к ним уже близки.
1. Вы – это не ваши мысли
Когда я впервые прочел это в какой-то книге, мне это вовсе не понравилось. Кто я такой, если не мои мысли? Я считал само собой разумеющимся, что тот мысленный монолог в моей голове и был тем «мною», с которым происходили все события в моей жизни.
Теперь же я четко вижу, что моя жизнь – череда испытываемых мною событий и впечатлений, и мои мысли — всего лишь очередное впечатление. Мысли ничуть не существеннее запаха, света или звука. Как и все прочее, они возникают в моем сознании, их легко отличить от прочих впечатлений, и они рано или поздно исчезают, освобождая место для чего-то еще.
И раз вы способны наблюдать за собственными мыслями с той же легкостью, что и за прочими объектами, кто же осуществляет это наблюдение? Не пытайтесь ответить на этот вопрос слишком быстро. Этот вопрос, равно как и ответ на него, являются краеугольным камнем всех великих религий и духовных традиций.
2. Жизнь раскрывает себя лишь в мельчайших моментах
Безусловно, так и есть! Однажды я назвал этот факт лучшим из всего, что мне довелось узнать. Никто и никогда не испытывал ничего, что не являлось бы частью того момента, в котором вы находитесь прямо сейчас. Прежде, чем я это понял, я постоянно пытался исправить всю свою жизнь одним махом, сражаясь с проблемами, которых, в общем-то, даже не существовало. Все мы можем найти в себе решимость разобраться с любой проблемой, которая встречает нас в тот единственный момент, в котором мы живем… пока мы помним о том, что этот самый момент – единственная точка, в которой мы действительно соприкасаемся с жизнью. И это единственное, что мы действительно можем сделать полезного. Никто не может управиться с прошлым или будущим, ибо и то, и другое существует лишь в наших мыслях – зато можно растратить все свои силы на этих призраков.
3. То, насколько хороша ваша жизнь, определяется не тем, какие моменты воплощаются в жизнь, а какие нет, а тем, как вы справляетесь с теми, что воплощаются
Ныне я считаю эту истину правилом, как добиться счастья на все 101%. Считаю, да… но порою, когда мне кажется, что так будет проще добиться желаемого, меня все-таки одолевает жажда контроля всего вокруг. Но на самом деле мудрого человека отличает не то, что он контролирует все вокруг, а то, что, что он готов попытаться справиться с любой встреченной им на жизненном пути ситуацией – даже если она ему не очень нравится. Представьте, что вы побили колесо, заболели тогда, когда вам нужно доделать важный проект, или просто споткнулись обо что-то и сломали его – и ничуть из-за этого не расстроились. Если вы готовы справиться со всем, что готова бросить в вашу сторону судьба – чего вам бояться? Из подобных ситуаций у вас есть лишь один выход – сделать вашу жизнь лучше. И как знать, возможно, справляясь с приятными и неприятными обстоятельствами по мере их появления, однажды вы обретете насколько сильную власть над ними, что будете добиваться желаемого куда чаще и быстрее. В песне «Скромная мышь» есть замечательная строка, идеально подходящая к подобным ситуациям: Чем длиннее жизнь, тем слабее ужас.
4. Большая часть жизни воображаема
Человеческие существа крайне склонны уходить с головою в собственные мысли и воображение. Мы настолько склонны к этому, что зачастую теряем из виду тот простой факт, что мы практически всегда о чем-то думаем. Большая часть того, с чем мы взаимодействуем – вовсе не материальный мир, но наши представления о нем, ожидания чего-то от него, а также личные интересы в нем. Нам очень непросто воспринимать что-то непосредственно, не путая при этом с мыслями об этом «чем-то», и потому большая часть того, что мы воспринимаем – воображаемые вещи. Как говорил Марк Твен «за мою жизнь я пережил множество ужасных вещей, и некоторые из них действительно со мной происходили». И как же с этим справиться? Лучший вариант, который удалось отыскать мне – мыслить более реалистично.
5. Вся человеческая история – боль и страдания, так что неудивительно, что мы страдаем лучше, чем любые другие живые существа
Ой. Не очень-то приятное открытие. Хотя… Когда раньше мне случалось страдать, мне казалось, что это происходит из-за того, что со мною что-то не так – что я неправильно живу. Но ведь это вовсе не так. Страдания — часть человеческой природы, и это вполне нормально. Более того, у их существования есть весьма веская причина. Постоянный фоновый гул жизни, складывающийся в слова «тут что-то не так, нужно это улучшить» в сочетании с периодическими вспышками страха и адреналинового подъема вот уже миллионы лет способствуют выживанию человеческой расы. Эта жажда перемен, жажда вырваться из плена засосавшего нас болота лежит в основе практически всего нашего поведения. Это простой и безжалостный механизм выживания, отлично справляющийся с сохранением нашей жизни, однако у него есть малоприятный побочный эффект: он закладывает страдания в саму основу человеческой природы. После того, как я это понял, я начал осознавать, что корни практически всех жизненных проблем кроются в самой человеческой природе. Да, возможно, это действительно звучит слишком мрачно, но на самом деле это прозрение освобождает. Почему? Да потому, что: 1) мы начинаем понимать, что то, что мы страдаем, еще не значит, что с нашей жизнью что-то не так, 2) в конечном итоге именно нам решать, страдать ли нам, а если да, то как сильно, и 3) большая часть проблем вызвана одним и тем же – и решить их можно, в сущности, одинаково.
6. Эмоции существуют, чтобы делать нас предвзятыми
Это открытие перевернуло мое представление об эмоциях с ног на голову. Раньше я считал эмоции надежными индикаторами состояния моей жизни – того, если угодно, в нужном ли направлении я иду. Но ведь это вовсе не так. Ваши мимолетные эмоции совершенно не годятся для оценки вашего достоинства, и уж тем более того, правильно ли вы поступаете, зато они отлично справляются с указанием на то, что вы никак не можете отпустить. Проблема эмоций в том, что зачастую они делают нас одновременно более предвзятыми и более напористыми. Еще один механизм выживания с непредвиденными побочными эффектами.
7. Все люди, в сущности, желают одного – добиться желаемого и избежать страданий
Зная это, мы начинаем понимать, почему порою люди с такой легкостью причиняют друг другу страдания. Раньше, пытаясь это объяснить, я неизменно приходил к выводу, что они просто плохие. Но это была обычная отговорка. Как бы ни вели себя другие люди, на деле они всего лишь пытаются с максимальной эффективностью, на которую только способны (в этот момент) добиться исполнения своей мечты или ослабить свои страдания. И это мотивы, которые все мы прекрасно понимаем: единственное, что отличается – это методы, и те методы, которые есть в распоряжении каждого из нас, зависят от нашего воспитания и пережитого жизненного опыта, а также от такой, казалось бы, мелочи, как настроения. Некоторые из этих методов умны, изящны и идут на пользу окружающим, другие же дурны, плохо продуманы и разрушительно действуют и на вас, и на окружающих. И знаете что? Большая часть деструктивного поведения является бессознательной. Так что не обманывайтесь – нет никакого добра и зла, если лишь умное и глупое поведение. И поняв это, вы совершенно измените свой взгляд на мораль и справедливость.
8. То, что вы во что-то верите, еще не повод этим гордиться
Вера во что-то – вовсе не достижение. Я вырос, считая, что незыблемостью своей веры во что-то можно гордиться, но однажды я понял, что вера – это всего лишь мнение или набор мнений, которое я просто-напросто отказываюсь даже обсуждать. Верить очень просто. И чем сильнее ваша вера, тем больше вы закрыты для личностного роста и мудрости – ибо «сила веры» на деле оказывается всего лишь силой упрямства, с которой вы отказываетесь сомневаться в том, во что верите. И как только вы начинаете гордиться своей верой, как только вы начинаете думать, что она делает вас лучше, она становится частью вашего эго. Вслушайтесь в речь закоренелого консерватора или либерала, говорящего о том, во что он верит, и вы поймете – что бы вы им ни сказали по поводу того, во что они верят, они никогда и ни за что вас не услышат – если только вы не верите в то же, что и они. Это очень приятно – говорить с силой убежденности, а еще приятнее – когда собеседник с вами соглашается, и искренне верующие безнадежно зависят от этого наркотика, инстинктивно ища общества себе подобных. Разум, захваченный верой, становится подобен закрытой двери. Так что если уж верить, то лишь в то, о чем вы точно не будете сожалеть, и не бояться утратить эту веру.
9. Объективность субъективна
Жизнь – субъективный опыт, которого не избежать. Каждый жизненный опыт, который я получаю, проходит через призму этого личного и неразделимого опыта. То, что я испытываю лично, я не могу ни с кем разделить, его никто не может оценить – кроме, опять-таки, меня. Естественно, это влияет на саму мою жизнь – а как иначе? Самый сильный фактор влияние, пожалуй, то, что я должен доверять своему личному опыту, так как никто не сможет взглянуть на мир с моей точки зрения – никто, кроме меня. Ну а еще это знание заставляет меня еще сильнее восхищаться окружающим меня миром – ведь теперь я знаю, что любое «объективное» восприятие мира на деле от начала до конца создано лишь мною. И создается это восприятие на основе прочтенных мною книг, встреченных мною людей и накопленного мною опыта. Оно значит, что восприятие мною мира абсолютно уникально, что мой мир никогда не будет таким же, как у кого-то еще, и потому нельзя позволять сторонним наблюдателям решать за меня, кто я такой и какой должна быть моя жизнь. Субъективное восприятие жизни – и есть жизнь, а объективность каждый из нас лишь строит на этом фундаменте, пытаясь сделать его более материальным. И порою осознание этой истины может совершенно переменить роли науки и религии в жизни тех, кто ухватится за нее.