Тони Кёртис, Джек Леммон и Мэрилин Монро — одного только присутствия этих актёров в картине было бы достаточно, чтобы она стала кассовой, культовой, вечной.
Киноистория о злоключениях двух музыкантов, вынужденных в женской одежде спасаться от гангстеров, несмотря на серьёзные отклонения от моральных устоев 1950-х годов, попала в широкий прокат и получила признание специалистов как одна из лучших комедий в американском кино.
Подбор актёров
Подбирать актёров начали весной 1958 года. Решили, что Дафну и Джозефину сыграют молодые, но очень известные актёры. Первым создателями картины был выбран Тони Кёртис, который был памятен режиссёру по фильму «Сладкий запах успеха». В образе Джозефины продюсеры хотели видеть Фрэнка Синатру. Но актёр не явился на пробы.
Режиссёр настаивал на кандидатуре Джека Леммона, который горел желанием сняться в картине. Но кинокампанию не устраивала его малоизвестность. Режиссёр всё же сумел настоять на своём.
Душечку хотели сыграть Одри Хепбёрн и Элизабет Тейлор, тоже обладающие вокальными данными (что было необходимым условием для ретендентки). Но, узнав о проекте, письмо режиссёру Билли Уайлдеру написала Мэрилин Монро и предложила своё участие в фильме. Уайлдер помнил свою недавнюю работу в картине «Зуд седьмого дня» вместе с Мэрилин: тогда из-за её капризов был сорван график съёмок.
Но помнил также и то, что публика шла в кинотеатры на фильм только из-за её участия. И он отослал актрисе краткий вариант сценария, от которого кинодива не пришла в восторг: снова играть глупенькую блондинку, которая не способна отличить мужчину от женщины, ей не хотелось. Подобных ролей в её фильмографии было уже достаточно, и Мэрилин считала себя готовой к воплощению более серьёзных образов.
Но её супруг — драматург Артур Миллер — оценил сценарий по достоинству, отметив, что мужчин не разглядели под женскими нарядами и остальные герои картины. К тому же ему пришёлся по душе приличный гонорар в 300 тыс. долларов + 10 процентов от проката. И сопротивление эксцентричной актрисы было сломлено.
Контракт Монро со студией Fox предусматривал съёмки только в цветных картинах, а эта, согласно исторической отсылке ко временам «сухого закона» 1920-х годов, должна была своим чёрно-белым форматом подчеркнуть старину.
Рабочие моменты
Мужскому актёрскому дуэту пришлось заблаговременно начать вживаться в свои роли. Кертис и Леммон даже брали уроки перевоплощения и пытались жить в женских образах. Но после первых дней обучения поняли, что вовсе не должны выглядеть как женщины.
Скорее — как мужчины, переодетые в женщин, тогда будет смешно. Когда во время тренировок они сделали попытку посетить женский туалет, были опознаны и с позором изгнаны, режиссёр остался удовлетворён полученным эффектом.
Зато Мэрилин Монро оказалась в процессе съёмок далеко не «душечкой» и утомила всю группу постоянными проблемами.
В начале работы отель осаждали репортёры и поклонники, прознавшие об участии звезды в данном проекте.
Поскольку Монро в момент съёмок оказалась беременной, она старалась воздерживаться от алкоголя, и самая первая сцена с её участием была снята с первого дубля.
Зато позже актриса сорвалась. Постоянные приступы депрессии, опоздания из-за бессонницы (она засыпала только к 4 утра), прилюдные семейные скандалы, неспособность точно запоминать текст угнетающе действовали на участников съёмок. Раз после передозировки снотворными актрису даже пришлось на две недели госпитализировать, а работу над фильмом приостановить.
Тони Кёртис приходил в отчаяние, оттого что был вынужден играть до 40 дублей каждого эпизода, поскольку Монро постоянно забывала реплики. Случалось, она на целый день запиралась в гримёрке, а все участники съёмок и массовка томились в ожидании.
Но ничего не подозревающие о нюансах рабочего процесса зрители в очередной раз были очарованы голливудской звездой. Правда, в советском прокате это была единственная картина с участием Мэрилин Монро.
Сцену, когда Дафна сообщает о помолвке с Осгудом Филдингом, долго не получалось снять, потому что над ней смеялись все, кто присутствовал на съёмочной площадке, в том числе и Кёртис с Леммоном. Чтобы у актёров была возможность справиться с душившим их смехом, пришлось придумать паузы с маракасами.
Монтируя окончательный вариант фильма, режиссёр решил расширить сцены с острыми шутками общими планами, создавая таким образом паузы для смеха зрителей, давая им возможность расслышать все реплики и насладиться ими.