Для каждого человека его боль по сравнению с болью других самая больная. Да, если сравнить со стороны, то тому, кого били физически, больнее, чем тому, кого обидели словом. Особенно если сравнивать будет тот, кого били.
Однако, если посмотреть без всяческих сравнений и измерения «объемов» боли, то становится совершенно очевидно, что своя собственная боль, какой бы маленькой она ни казалась другим, всегда самая-самая больная и большая. И так продолжается до тех пор, пока человек упивается этой болью и жалостью к себе, а вместе с этим «упоением» неизменно испытывает обиду по отношению к другим, а то и злость или зависть, а бывает – все три чувства в «одном флаконе» сразу.
Но как только у человека, испытывающего боль, возникает понимание, что ведь и другому тоже может быть больно, возникает желание сначала услышать другого, а затем и проявить сочувствие к другим людям, которые тоже чем-то «болят». Тогда собственная боль перестает быть значительной, несмотря на её объёмы. Более того, вдруг появляется ощущение того, что ты тот, кто смог проявить сочувствие к другим, и приобретаешь не только способность остановиться в своих переживаниях, а даже силу, чтобы помочь и другому, и себе справиться с любой болью.
Но для этого важно захотеть проявить такое сочувствие. Не обязательно оно должно быть выражено в какой-то бурной деятельности и все же лучше, если оно будет выражено. Просто словами «Я тебя понимаю и сочувствую» или добрым взглядом, или дружеским похлопыванием по плечу. С выражением своего сочувствия другим человек приобретает силу противостоять боли: не борясь с ней, а изменяя к ней своё отношение, переставая её бояться и изменяя при этом своё отношение к другим людям.
Когда ты перестаешь бояться боли, она больше не руководит тобой, и ты перестаешь находить в ней источник жалости к себе. Ведь и жалость жалости – рознь. Слепая жалость к себе, основанная на страхе боли, ведет к тому, что ты только прозябаешь. А жалость как основа сочувствия ведет к тому, что человек становится способным помогать – как себе, так и другим. Разве мы хотим прозябания, а не жизни?
Перестаньте сравнивать, завидовать, обижаться, «мериться» объемами и силой испытываемой боли. Пока вы это делаете, вы живете не свою жизнь, а жизнь той боли, которая когда-то возникла и была вами испытана, но сейчас её уже нет и которая не приводит вас ни к собственному развитию, ни к пониманию себя или других, ни к ощущению радости жизни. Попробуйте захотеть иной жизни, без боли. Вы увидите, у вас получится.