С чего начинается принятие себя? Сначала - со знакомства с самим собой. Причем, с такого знакомства, которое делается без посторонней помощи. Не с оценок, которые дают нам с детства окружающие, значимые для нас (родители, учителя и другие люди, которые становятся нам по тем или иным причинам близкими), и малозначимые (то есть посторонние, хотя многие люди порой обращают внимание и на «оценки» посторонних, ибо приучены так реагировать с детства). Знакомство с собой начинается с узнавания себя: через свои реакции, поведение, с понимания своего отношения к другим и к самому себе и много с чего ещё. Всё это, конечно, происходит с человеком с детства, однако не всегда. Порой такой процесс начинается уже во взрослом возрасте, и тогда узнавание себя бывает довольно трудным, потому что человек далеко не всегда в состоянии определить, что в нём есть его собственное, а что – приобретенное от других: людей, общества, ценностей, полученных с воспитанием и обучением. При «узнавании себя» нужно начинать с самого простого (и чаще всего самого непонятного для людей) – самонаблюдения. Допустим, практически любой человек в состоянии понимать и определять, что ему нравится в еде, а что – не нравится. Точно так же можно узнавать себя и во всем остальном, определяя для себя: вот это мне нравится, это вызывает у меня ощущение внутреннего комфорта, а вот с этим мне сосуществовать неприятно, а вот это просто больно или непонятно. Следующим шагом самоидентификации является сравнение себя с другими. Но сравнение не по принципу «кто хуже или лучше – я или другие?», а задавая себе вопрос «чем мои реакции или поведение отличаются от поведения других людей? Помогают они мне жить так, как я хочу, или мешают?» Всем известно, что все люди совершенно разные, поэтому нет никакой необходимости сравнивать себя с другими с точки зрения оценочной: хороший я или плохой, но есть необходимость найти те моменты в себе, которые затрудняют собственное существование – как в обществе, так и с самим собой, а затем постараться изменить нечто, что мешает самому себе получать от жизни всё, что она может дать человеку. Как правило, одним из промежуточных итогов «узнавания себя» становится момент, когда человек сталкивается с тем, что он обычно замечает в других, но никак не хочет признать в себе. Соответственно, с такими «чертами характера» человек обычно борется, считая их негативными и не имеющими права быть (по разным для себя причинам). Однако борьба – не способ понять себя, и уж тем более принять. Что-либо понять в себе и затем изменить это, можно лишь принимая, а не отрицая или борясь. С чего начинается принятие в себе того, что отрицается и с чем борешься? С констатации факта: это - тоже я и это - моё. Очевидно, что непринятие в себе (а первоначально непризнание самому себе в этом) связано у человека с какой-то личной причиной. Порой не так важно копаться в этих причинах, ибо не всегда они помогают изменить имеющееся на сегодняшний день. Гораздо важнее понять, что пока ты к чему-то в себе относишься отрицательно, не как к своему, у тебя нет возможности найти в этом качестве и что-то положительное, а значит, нет возможности извлекать из него для себя хорошее, или, как об этом пишут в эзотерической литературе - пока отрицаешь, блокируешь в себе эту энергию. Но качество-то есть, и оно «работает» независимо от твоего желания или нежелания его иметь. И от того, что человек не признает его своим, оно "отвечает взаимностью" - блокирует для него то лучшее, что оно могло бы дать, имей человек представление о том, как это качество лучше использовать. Конечно, всё это делается не неким «качеством», человек делает это сам, своим непринятием. Но пока человек не отождествляет себя с ним (своим качеством характера или проявлением поведения или какой-то реакцией), происходит описанное выше "взаимодействие" человека с некоторыми своими "частями". Как только человек "забирает» их в себя, так прекращается и «взаимодействие» такого рода (построенное на отрицании и блокировании), и сопротивление, и его негативные последствия для организма. Вот тут как раз вступает в силу необходимость, о которой говорят: будь честным с самим собой. Это не значит - признайся, что ты недостойный или что-то ещё (смотря как человек относится к отрицаемому в себе качеству), это значит - скажи себе, что вот это тоже я и это моё. А после начинай находить в признанном и присоединенном к себе качестве то приятное, что оно без сомнения тоже в себе несет, или то положительное, что можно использовать в каких-то областях, в которые ты пока не ходил, поскольку думал, что тебе это не по силам. А ты и не мог этого знать, пока отказывался и отрицал нечто в себе… Только тогда, когда человек «соберет» в себе всего себя, тогда не станет противоречий и плохого к ним отношения. Потому что, по сути, это отношение не к ним, а к самому себе. Отрицая и не признавая что-то в себе, человек отрицает и самого себя, соответственно, не может идти речи о полном понимании себя, принятии и возможности развиваться и учиться чему-то, что пока не удавалось. Именно за отрицанием и разделением себя на приемлемое и неприемлемое обычно стоит проблема. Но стоит только сказать «Да, это - я, и я – такой. Это не хорошо и не плохо, это факт» - так человеку становится легко с этим жить, и само собой начинает получаться этим "управлять", потому что уходят противоречия. Человек не видит их, пока отрицает что-то в себе или не принимает как своё. Самонаблюдение и констатация – это первые шаги к пониманию и принятию себя, и именно они сами по себе уже есть определенный результат. Причем, без всяких споров и борьбы. Да, порой через боль, через изменение отношения к самому себе. Однако вот это самое «отношение» не стоит превращать в нечто глобальное, потому что, опять же, не бывает людей полностью хороших, как не бывает людей однозначно плохих, бывают люди разные. А вот то, что мы делаем с собой – это уже наш выбор. Поэтому отношение к себе – далеко не самое важное, на что следует обращать внимание, стараясь понять себя. Отношение рождается приобретенными от других оценками нас. А ведь человеку гораздо важнее жить в мире с собой, ведь только через мир с собой рождается мир с другими. Поэтому в процессе понимания себя нужно вовсе исключить оценочное отношение (перестать обращать на него внимание, сосредоточиться на том, что ты хочешь о себе узнать, а не на том, какими словами это принято называть). Оценочное отношение не помогает, а тормозит процесс познания. В данном случае самое важное – это не оценки, а понимание, что всё можно изменить и многому можно научиться, если не навешивать на себя ярлыки, порождаемые отношением. Важно также понимание того, что очень многое будет нам по плечу, если мы сможем быть собой, то есть людьми.
Марина Сергеева