Девчонкой она забегала в подъезды старых московских домов и пела. Акустика там завораживала, словно в храме. Вот только жильцы дома были против её импровизированных выступлений. Они посоветовали маме будущей оперной дивы отвезти дочь в местный Дом пионеров. Там Тамара Синявская увлечённо занималась вокалом и пела в хоре.
По совету руководитель коллектива она поступила в училище при консерватории им. Чайковского. И параллельно пела в хоре Малого театра. Мечтала, конечно, о Большом. Но без диплома консерватории путь туда был закрыт. 20-летняя Тамара решила рискнуть.
На конкурсном прослушивании члены приёмной комиссии скептически окинули её взглядом. Мол, скоро попытать счастья к нам будут приходить из детсада. Так они думали, пока она не запела. И вскоре Синявская вышла на сцену самого престижного музыкального театра страны.
Январским днём 1965-го она впервые столкнулась с Магомаевым в гримёрке Дома актёра. Оба участвовали в новогоднем концерте.
-Вы откуда?
-Из Большого театра.
-Не похоже! Вы слишком скромны.
Тамара случайно кинула взгляд на отражение в зеркале. В голове пронеслось: «А мы неплохо смотримся вместе…”
Через пять лет судьба свела их вновь на концерте в Кремлёвском дворце съездов. Их представили друг другу. Потом была встреча в родном до Магомаева городе Баку на Декаде русской культуры. Именно тогда разведённый в то время артист понял, что влюбился в последний раз. Не спуская глаз с певицы «бакинский соловей» сказал своему администратору: «Это та, которая будет моей женой!»
Но Тамара была несвободна. Несмотря на это препятствие, он решил её покорить. И устроил незабываемую экскурсию по вечернему Баку. Катал на фаэтоне по самым красивым местам в городе. Угощал в лучших ресторанах. Засыпал цветами…
Наутро для делегации была устроена прогулка на теплоходе в Нефтяные Камни. Группа артистов толпилась у причала. Но Магомаева не было. Через минуту выяснилось, что не хватает ещё и Синявской. И тогда первый секретарь компартии Азербайджана Гейдар Алиев хитро прищурил глаз и улыбнулся: “Думаю, мы их не будем ждать!»
Вскоре Тамара уехала на стажировку в Милан, в знаменитый театр Ла Скала. Почти каждый день ей в гостиничный номер приносили шикарные букеты с открыткой «Муслим». Певец обрывал телефон. И «добил» окончательно, напев впервые мелодию, посвящённую ей:
Ты-моя мелодия,
Я-твой преданный Орфей.
Дни, что нами пройдены,
Помнит свет нежности твоей.
Магомаев совсем потерял голову. И устроил в честь Тамары сольный концерт в Кремле. Но она не пришла. Ей было бесконечно жаль своего мужа, прекрасного человека. Она хотела наступить на горло своим чувствам. И сохранить брак. И даже записала как бы в ответ песню «Прощай, любимый».
Их случайная встреча за кулисами концерта расставила все с точки над “и”. Больше бороться она была не в силах. Собрала вещи и ушла к Магомаеву, у которого тогда в столице своего жилья не было. Он снимал 5-комнатный люкс в гостинице «Россия» .
Они поженились поздней осенью 1974-го. Совершенно спонтанно. Общий приятель пары, художник Таир Салахов, не выдержал:
Ну что вы ходите-бродите, время тянете? Чего ещё испытывать?.. Давайте-ка ваши паспорта.У меня в Союзе художников помощник есть шустрый, он всё устроит.
Новость быстро разлетелась по столице. Все поздравляли. Пришлось закатить торжество. “Свадьба “пела и плясала” в столичном ресторане “Баку”. На морозе под окнами заведения собрались тысячи преданных поклонников. И тогда Магомаев распахнул окно и начал петь… А потом два месяца лечил свой “свадебный” бронхит.
Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви, бесконечно восхищаясь человеком, которого так щедро одарил Господь Бог.
С самого рождения у артиста было слабое сердце. Порой он выкуривал по три пачки в день. И бросить был не в силах. С годами боли только усиливались. Нужно было делать шунтирование, но он не выносил больниц и отказался. Пришлось уйти с эстрады.
Впрочем, не только из-за здоровья. Магомаев считал, эстрада уже не та. И покинул её с лёгким сердцем. А Синявская хоть и любила сцену, без сожаления ушла вслед за ним. И буквально растворилась в заботе о муже.
Он ушёл осенью 2008 года. Пережить боль утраты помогла работа. В тот же год Тамара Ильинична возглавила кафедру вокального искусства в ГИТИСе. Оказалось, что педагогика ещё один её талант. Выдающаяся певица до сих пор даёт уроки бельканто любимым студентам. Хоть и отпраздновала этим летом 80-летний юбилей.
Вся жизнь Тамары Ильиничны после ухода мужа посвящена его памяти. Она постоянный член жюри вокальных конкурсов имени Магомаева. А в 2020 на экраны вышел прекрасный сериал “Магомаев”. Очень правдивый. Ведь Синявская откорректировала в сценарии все события и даже обороты речи.
Тамара Ильинична всегда чувствует — она не одна. Её Муслим где-то совсем рядом.
Мне до сих пор непонятно, что его нет на этой земле, но … Всё равно он есть, видимо!