«Небесная сотня», блокада и стычки. В Киеве беспорядки

21.02.2018 03:14

Память «небесной сотни» в украинской столице планировалось отмечать пышно, но получилось не торжественно, а бурно. Вместо того чтобы чинно прийти к портретам павших героев и, возложив букеты цветов, спокойно удалиться, многие участники траурных шествий, несмотря на многоразовые предупреждения государственного руководства о возможных провокациях (со стороны российских спецслужб), начали протестовать. Конечно, интенсивность акций не такая, как была три года назад, но она тоже впечатляет. Меры приняты, металлические заграждения в основном сдерживают натиск толпы, однако признаков того, что она скоро и сама собой разойдётся, пока не наблюдается.

Как начиналось

18 февраля, когда начались траурные мероприятия, посвящённые трёхлетней годовщине расстрела демонстрантов на улице Институтской, всё шло по плану. Люди, участвовавшие в событиях и просто сочувствовавшие в те дни Майдану, действительно вели себя тихо, многие из них даже плакали и выражали эмоции, в общем-то, те, которые власти от них и ожидали. Балаклавы никто пока не надевал, и покрышки не приносили, только лампадки и свечи. Национальные гвардейцы проверяли проходящих через металлические парапеты на наличие опасных предметов, количество которых на руках у населения за время проведения АТО значительно выросло. Гостей в камуфляже было много, а что у них на уме - никто из силовиков точно сказать не мог. Шествие по Крещатику от «Украинского дома» до аллеи Героев Небесной сотни завершилось молебном в сооружённой там часовне и возложением цветов. Так продолжалось всё утро, и можно предположить, что собравшиеся в общем и целом проявляли миролюбие и единодушие, выраженное набором нехитрых мыслей, внушённых за прошедшие годы телевидением: герои умерли не зря (они вообще не умирают), и хотя пока что стало только намного хуже, это, наверное, временно, и объясняется войной, развязанной Россией против вольнолюбивой Украины. А те, кто думают иначе, на Институтскую и Крещатик в этот день не шли. Складывалось впечатление всеобщего одобрения действия властей.

Первый повод для недовольства

К вечеру 19 февраля на углу Банковой и Институтской атмосфера накалилась. В этом месте приехавшие по такому случаю в столицу участники блокады и просто активисты из ОУН и других националистических организаций решили установить палатки и попытались принести к правительственным зданиям элементы металлических конструкций, но полиция почему-то начала возражать. Корреспонденты телеканала и информационного портала Hromadske.ua сообщили о столкновениях с обоюдным применением силы. На улице Банковой поставлен металлический забор, а за ним бойцы Нацгвардии. Это вызывало раздражение активистов, которые уже отвыкли от любого противодействия. Присутствие депутатов Семена Семенченко и Егора Соболева, также покинувших блокаду на время празднований и приехавших в Киев, вопрос не решило - не пустили и их.

«Блокадники»

Далее события получили развитие уже на Крещатике, а конкретно – на Майдане. Там проходило «блокадное вече», участники которого требовали полностью закрыть границу для любых товаров из России, ЛНР и ДНР, а так как они проникают в Украину не только в вагонах (их, как отрапортовал Семенченко, задержано уже 16 тысяч), а также и на автомобилях, то срочно требуются новые энтузиасты-добровольцы. Рельсовые пути перекрыты ещё не все, а шоссейные дороги – вообще непочатый край работы. И если учесть высокую вероятность провокаций… В общем, на Майдане шла запись новых участников блокады, а организаторы держали в руках соответственного содержания плакаты. Следует отметить, что в настоящее время препятствуют поставкам жизненно важного для украинской энергетики антрацита всего около ста активистов. Люди очень нужны.

Вторая фаза

Итак, палатку установить не удалось, но это не означало, что активисты смирились с неудачей. Стычка окончилась ранением десятка человек, из которых один травмирован серьёзно (закрытая черепно-мозговая) и ещё один увезен на «скорой» с сердечным приступом, о чём сообщили сотрудники «Красного Креста», дежурящие на Майдане. Тем временем участники «вече», оттеснённые с улицы Институтской, пошли в обход и просочились на Европейскую площадь в район гостиницы «Днепр». Туда же оперативно направились и отряды правоохранителей, пытаясь перехватить и блокировать это перемещение с целью недопущения создания опасной концентрации. Отчасти это удалось - они задержали руководителя ОУН Николая Коханивского. Вдоль Крещатика выстроились шеренги полицейских, разделяя Майдан и Европейскую площадь, в свою очередь обнесенную забором, ограничивающим проходы («Украинская правда»). Однако распыление сил привело к ослаблению отдельных участков, чем не замедлили воспользоваться протестующие.

Тактические манёвры

Обойдя правоохранителей с фланга, десять «героев» совместными усилиями выломали секцию ограды между Институтской и Садовой. Этот забор был установлен в целях обеспечения безопасности во время мероприятий, связанных с годовщиной гибели «небесной сотни» и снабжён рамками металлоискателей. Активисты утащили отломанную секцию куда-то недалеко во двор. Полиция сделать ничего не могла. Тем временем план установки палатки на Банковой не был отменён, её всё же подвезли на машине. Чтобы время не шло даром, митингующие осадили здание «Укрэнерго» и стали бросать в него взрывпакеты и петарды.

Цель - администрация президента Украины

Палатки участникам блокады нужны для ночёвки, так как эта акция предполагает многодневную продолжительность, до тех пор, пока требования их не будут удовлетворены. Состоят они в том, чтобы остановить товарообмен между Украиной и мятежными республиками - это программа минимум, а лучше, если и с Российской Федерацией тоже прекратятся торговые отношения. По крайней мере, участники блокады собираются задерживать поезда на всех доступных им направлениях, где через границу идёт движение железнодорожных составов. Порошенко осуждал эти радикальные действия, что в свою очередь вызвало недовольство активистов и их лидеров, проявившееся в описанных действиях и инцидентах. Что будут делать активисты, если им удастся прорвать заслоны правоохранителей и проникнуть в здание администрации президента, пока неизвестно, но предполагать, что намерения их мирные, нет оснований.

Предварительные итоги

Служащие полиции и Национальной гвардии ведут себя очень сдержанно, стараясь не вступать в силовое противостояние, что понимают и участники протестной акции. К вечеру 16 февраля задержаны всего пятеро активистов, включая упомянутого «ватажка» ОУН Николая Коханивского. Пока сообщено о десятке пострадавших, один из которых правоохранитель, но на деле их может быть и больше. Пресса также отмечает снижение интенсивности противостояния, что может объясняться отчасти ночным временем, или же эта информация не соответствует действительности.

Что будет?

Украинцы расколоты, но они едины в недовольстве действующей властью, при которой упали доходы и выросли траты буквально каждого гражданина, не имеющего доступа к хорошо охраняемой государственной кормушке. Поэтому вероятность успешной атаки на здание администрации президента даже с учётом внушительных сил правоохранителей, собранных в Киеве, нельзя оценивать как нулевую. Другой вопрос состоит в том, что силы, стремящиеся диктовать свои условия (что им при минимальном количестве пока успешно удаётся), могут оказаться ещё в меньшей степени способными на какую-либо конструктивную деятельность. Самую большую проблему составляет практически полная непредсказуемость. Прогнозы строить просто невозможно.

Источник