Незаслуженно забытые российские фильмы 90-х

15.06.2022 12:47

Если спросить про наши фильмы 90-х, то все вспомнят «Брата», «Особенности…», «Ворошиловского стрелка», «Вора», боевики и пошлые комедии. И не вспомнят кучу отличных фильмов, многие из которых исчезли из эфира ещё до появления торрентов и Ютуба...

«Ночные забавы» (1991)

Единственный фильм из подборки, который смело могу рекомендовать всем - он не "на любителя", не депрессивный, не чернушный и с сюжетом на все времена. Один из первых фильмов новой эпохи, одна из последних больших ролей Евгения Евстигнеева, лучшая роль Ирины Алферовой… Вышел во время перемен, прошел незаметно, лет десять назад еще мелькал в ночных эфирах, а потом исчез.

Камерная история, разыгранная на пятерых. Пожилой лабух-саксофонист развлекает себя тем, что набирает номер банкнот на телефоне и разыгрывает незнакомцев. Одна случайная собеседница приглашает его к себе, и он решает продолжить игру… Эту ночь он проведёт в квартире Саши и примет на себя удар разваливающейся жизни её родителей.

Несмотря на юмор, которого тут очень много, это грустная история о вранье, поисках выгоды, ушедшей любви и одиночестве. И, наверное, о том, как не надо жить…

 

«Змеиный источник» (1997)

Крепко сбитый психологический триллер про маньяков, который на момент выхода был почти что новым словом в российском кино.

Студентка педвуза Дина приехала на практику в небольшой городок. Эту глухомань она выбрала из-за врача местной больницы, с которым в своем городе у нее был роман. Во время их свидания Дина обнаруживает тело убитой девушки - врач моментально уходит в туман, а Дину задерживают за неимением других подозреваемых. И даже то, что её вскоре отпускают под подписку, уже не может остановить ползущие по городу слухи, что к ним приехала убийца. Девушки продолжают пропадать, улики снова и снова указывают на Дину, и местные жители начинают на нее охоту.

Я посмотрела фильм спустя лет десять после выхода и была удивлена, что у нас было такое, абсолютно хичкоковское, кино!.. Но он вышел в год премьер «Титаника», «Адвоката дьявола», «Людей в черном», «Целуя девушек» и других фильмов, которые не оставляли ему шансов.

Первая роль Екатерины Гусевой, неожиданное амплуа Ольги Остроумовой и очень органичный Евгений Миронов - пожалуй, это единственный фильм, где он мне нравится.

 

«Кризис среднего возраста» (1997)

У меня есть два фильма, которые сразу пробили навылет: «Асса» и «Кризис среднего возраста». Сейчас они воспринимаются уже по-другому, но в статусе любимых останутся навсегда.

После разрыва с женой врач Сергей переезжает из Питера в Москву. Бывший однокурсник устраивает его на «скорую помощь», и в компании печальной медсестры и хипповского водителя Сергей отправляется по вызовам. Он еще не успел выгореть, поэтому искренне относится и к запойному художнику, и к состоятельной сумасшедшей, и даже к бандитам, и не принимает цинизм коллег. А ночами проваливается в воспоминания о детстве, где его главной проблемой была Ленка Спилягина, а не вот это вот все…

Гарик Сукачёв снял эту не то трагикомедию, не то социальную драму по сценарию Ивана Охлобыстина – еще не батюшки, не многодетного отца и не доктора Быкова. В принципе этих имен хватит, чтобы сделать вывод – зайдет фильм или нет. Это доброе неформальное кино, по отношению к которому можно было вычислять «своих». Судя по тому, что фильм уже лет двадцать не показывают, «своих» почти не осталось...

«Сykины дети» (1990)

Да простит меня алгоритм, но это название фильма - ничего не поделать...

Идёт иногда по дальним кнопкам, до которых никто не дощёлкивает, и не думаю, что собирает большую аудиторию. А фильм-то отличный – один актёрский состав чего стоит: Филатов, Маковецкий, Евстигнеев, Абдулов, Ильин, Цыплакова, Удовиченко, Ахеджакова, Самойлов…

Театральное закулисье всегда считалось клубком змей, но когда на театр надвигается опасность – весь клубок бросается на противника… После побега худрука за границу, судьба театра оказывается в руках чиновников, которые требуют отречения от предателя или расформирования труппы. Актёров запугивают, подкупают и ломают по одиночке и коллективно, но они забывают о внутренних дрязгах, организовывают бунт и отказываются покидать помещение театра. Они загоняют чиновников в угол, но сами оказываются в ловушке.

Идею для своего единственного фильма режиссёр Леонид Филатов взял из реальной жизни. В 1984 году худрука театра на Таганке Юрия Любимова отстранили от руководства, лишили гражданства СССР и запретили даже упоминать его имя. Это все было, а вот бунта на самом деле не было...

«Дикая любовь» (1993)

У Ксении Качалиной актёрская карьера началась нервно и арт-хаусно, а потом сложилась такая же нервная и арт-хаусная жизнь…

Обеспеченный красавец Максим встречается с девушкой из детдома Машей. Несмотря на протесты родителей, он собирается после школы на ней жениться и привести её в дом. Но на Машину беду молодой человек знакомится с юной американкой, приехавшей посмотреть родину предков. Сьюзен не только хорошенькая, модная и легкая, она – средство передвижения в Америку, что понимают и Максим, и его родители. Но привыкшая жестко решать проблемы Маша так просто никого не отпустит...

Все актеры прекрасны, но все равно фильм держится на надрыве Качалиной. Её героиня вроде пострадавшая сторона и её очень хорошо понимаешь, но сопереживать лично у меня не получается – такой нерв рядом никому не пожелаешь…

Когда первый раз смотрела, то была уверена, что это Евгения Добровольская – актрисы для меня были на одно лицо, пока их судьба не стала слишком разной.

«Тюремный романс» (1993)

Я про этот фильм узнала спустя очень много лет, и то сначала не про кино, а про реальную историю преступника Мадуева и следователя Воронцовой. Для фильма её где дописали, а где и смягчили...

Следователь Шмелёва ведет дело грабителя Артынова, отказывающегося сотрудничать со следствием. Он валяет дурака, разыгрывает то драму, то комедию, но не колется. А она – несчастная в браке и замученная работой – постепенно очаровывается необычным подследственным....

В жизни в этой истории не было ничего красивого и все участники ужасны, но кино живет по своим законам. Если бы главные роли не отдали Александру Абдулову и Марине Неёловой, фильм бы не произвёл особого впечатления… Но они играют неприятных людей так, что теряешься в эмоциях – возмущаться? сочувствовать? – и от героев остается неоднозначное впечатление. Финал придуман, но он кажется более справедливым, чем то, что было на самом деле.

Источник