Кажется, с ней есть проблемы.
Всякие там морщины. Тут отвиснет, там перестанет быть упругим. Здесь лишний вес, а вот тут возрастные изменения кожи. В одном месте сухо, а в другом отеки. Не красота, а сплошное увядание. Женщина с возрастом становится менее красивой. Это вроде как аксиома.
То есть, бла-бла-бла, красота внешняя сменяется красотой внутренней. «Морщины – это просто застывший в уголках глаз опыт» и прочие пафосные статусики. И, вообще, главное для взрослой женщины – это семья, дети, муж, а не какая-то там внешняя красота.
Так ведь все примерно, да? У нас в России уж точно. Наши женщины с возрастом определенно перестают быть красивыми. Как сами для себя, так и для остальных. Когда мы слышим эту присказку: «В России самые красивые женщины в мире» — мы ведь имеем ввиду молодых девиц, а не тех, кому глубоко за сорок. Красота – это молодость. Свежесть. А все, что связано с возрастом: тут уже «важно другое».
Но, конечно же, это ерунда. Красота, внешняя привлекательность, сексуальность – это всевозрастные понятия. Женщина в сорок пять может быть красивой и сексуальной. И в пятьдесят и пятьдесят пять. Без разницы.
Все наши проблемы с красотой взрослой женщины – это, в принципе, не про возрастные изменения в самой внешности, а про возрастные и гендерные стереотипы. Которые в России находятся на каком-то неандертальском уровне. Если совсем грубо, то, если бы кто-то вручал мировую премию в категории «эйджизм», то мы бы становились ежегодными лауреатами.
И главная причина нашего «неандертальства» в том, что мы хотим, чтобы все было четко и понятно. Мы все. Общество: мужчины и женщины. Никаких размытых границ и путаниц. Никаких «разностей» и никаких «особенностей». Только старое доброе: «всех под одну гребенку». Так оно привычней, а главное удобней.
Как в армии и полиции: есть зимняя форма и есть летняя. Так же и с женщинами: есть девушка, есть женщина и, наконец, бабушка. Все четко и понятно. У первой одно, у второй другое. Никаких туда-сюда. Женщина после 30-40 должна выглядеть на свой гендерный и возрастной статус. И никак иначе. Если вдруг, решила «молодиться», то это требует осуждения. Порицания. О чем она думает? У неё же муж и дети. Юбку она задрала выше колена.
Тут нужно сделать оговорку: я сейчас о большинстве женщин России. Не о тех десяти процентах, которые достаточно хорошо обеспечены, поездили «позаграницам», ведут активный современный образ жизни, пользуются натуральной косметикой, едят здоровую пищу и т.п. Нет, не о них. Я о тех десятках миллионов обычных жительниц России, которые работают в садиках, больницах, столовых, заводах, библиотеках. Ездят на маршрутках и закупаются на рынках. Три раза в год ходят в салоны красоты и одеваются в секонд-хендах и региональных торговых центрах. Смотрят по вечерам «Давай поженимся» и ждут, когда в их местный ДК приедет Григорий Лепс.
Таких ведь большинство, и у них есть проблема с тем, чтобы, будучи сорокалетней прийти на работу и выглядеть привлекательно. Или уж совсем дикость: «сексуально». Ну и красивой им тоже можно быть только «по праздникам». Там же целый ритуал, то как условная домохозяйка из региона обращается в «красивую женщину». Покупается специальное платье, делается прическа, наносится «особый» макияж. Даже интонации в голосе меняются – они становятся какими-то пошло-игривыми. Мол, смотрите на меня, какая я красотка.
Узнаете, да?
Себя?
Ладно, шучу-шучу. Но проблема есть. И тут простым «синдромом совка» не отделаешься. Оно бы было легко все объяснить тем, что из наших женщин 70 лет делали бесполое существо, которое должно было выполнять определенный набор функций и всё. Так-то оно так. Но не столько это, сколько то, что я уже сказал: так удобней.
Сколько бы женщины не плакались по поводу их проблем с «эйджизмом»: им самим удобней в этой скорлупе четких возрастных критериев. Уравниловка дает ощущение общности. Всегда можно сослаться на других. Всегда можно найти «такую же».
Не замечали, что у нас все проблемы всегда подводятся «общий знаменатель»? Никаких тебе конкретных случаев и индивидуальных восприятий. Женщины в России – это не миллионы разных судеб и личностей, а что-то единое. Их жизни просто обязаны быть похожими друг на друга. Они сами к этому стремятся. Сами проецируют решения своих проблем на какие-то общие правила и законы.
И это давняя история. Со времен революций, войн, репрессий. Так проще выживать. Чувствуя общность. Наш любимый тезис современности: «главное в женщине — индивидуальность» – это для сильных и уверенных в себе. Независимых. А наши женщины не из таких.
Серьезно. Это мифическое «коня на скаку остановит и в горящую избу войдет» – это не про силу и крутость. Это про ущербность и безвыходность. Круто – это когда конь не срывается, а изба не горит. Когда все как надо. А то, что, когда припрет наша женщина и войну пройдет и страну поднимет: так это не особенность – это участь. Страшная и губительная.
Та ущербность, забитость, закомплексованность, недоразвитость и еще с десяток жутких определений, которые вполне можно приставить к характеристикам наших женщин – это вполне объяснимые вещи. Так исторически сложилось. Ни на чью долю не выпало столько катаклизмов, сколько их выпало на наших соотечественниц. И нет ничего странного, что им нелегко сжиться с современностью.
Странно другое, что никто не хочет им в этом помочь. Все только тыкают и говорят: вы не современные, не образованные, глупые, серые. Смотрите «Битву экстрасенсов» и жрете майонез. Знакомо же, да? У нас класс «высокоразвитых женщин» очень любит рассказать какая у нас ущербная страна. А какие они сами – особенные. Продвинутые и современные.
Вот только все наоборот. Любой, кто знает историю этой страны, разделяет её и видит себя её частью – никогда не обозначит невежество и серость, которые порой царят в умах и действиях наших соотечественников, как что-то отвратительное. Он скажет, я понимаю почему так. Мне повезло чуть больше, чем остальным, и я вырвался из этого болота. И поэтому я готов помочь. Где-то подсказать. В чем-то образумить. Просветить, а не осудить.
Но это не так, чтобы популярная мысль. В основном всё задирают нос и противопоставляют себя хороших и этих серых и ущербных. Еще и обвиняют их во всех бедах. Это они, непросвещенные, выбирают не ту власть. Это они, безумные и бесноватые, делают рейтинги пошлым и бессмысленным программам.
И отсюда и получается, что «всех под одну гребенку» — это выход. Индивидуальность, разность личностей, возрастная толерантность, особенности и отличности – это ведь сложная история. Это реально непросто найти свою индивидуальность, особенно будучи уже взрослым человеком. Подчеркнуть свою красоту. Решиться на то, чтобы общество оценивало тебя как личность, а не как штампованную ячейку общества.
В это месте возникает, казалось бы, разумный довод: «А вот у них же там на Западе все работает». Но это еще один глупый довод, на котором наша пресвященная элита любит строить суждение об ущербности нашей страны. Толерантность, отсутствие эйджизма, прогрессивное отношение к гендерным ролям, борьба с сексизмом, развитие свободы личности и прочие приятные няшки – это не причины, а следствие. Сначала идет общее развитие общества. Экономики, культуры, социальной адекватности. А потом уже на этом фундаменте возможны все эти перемены в сторону более просвещенных моделей.
Не наоборот. Нельзя требовать от страны, которая весь XX век баловалась с фитилями от пороховых бочек того, чтобы она за 30 лет современной истории, вдруг обернулась в просвещенное и продвинутое общество. Сначала «А», а только потом «Б». Сначала общее развитие, а потом личностное раскрепощение.
Поэтому, пока все так и будет. Эйджизм, сексизм, гендерные роли – это способ выжить. Удобоваримая модель поведения. Как только почва будет иной – общество тут же сменится на более просвещенную модель.
Это важно понимать, ведь мы тратим столько времени и сил впустую. Все нулевые и десятые мы пытались тупо спроецировать европейские ценности на нашу почву, не задумываясь о том, готова ли она к тому, чтобы это в себя впитать. И как итог, проиграли. Например, теперь слово толерантность – это ругательство. Хотя наше общество весьма склонно к толерантности. Это часть его культурного кода. Наша культура веками впитывала в себя разность других культур. Но, кто же будет разбираться в нашей собственной истории и культуре и приводить их в пример, когда есть такие блестящие штучки, как западные идеи. Их же не надо разжёвывать. Просто повторил и всё – ты умник. Спаситель.
Мораль. Наши женщины так и продолжат жить в скорлупе гендерных стереотипов. Их ощущение красоты, по-прежнему, будет зависимо от общих стандартов и возрастных типажей. Сколько бы не говорили про то, что каждая женщина – это индивидуальность. Что её красота не зависит от возраста. Что её внутренний мир – это важнейшая составляющая её личности. Что она должна прежде всего выбирать сама, а не плыть по течению. Всё это не будет работать.
Этим можно «начитаться» и вдохновиться, но выходя каждый день в реальный мир и сталкиваясь с его действительностью – всё это крайне сложно воплотить в жизнь. Проще «как все». Ведь та самая, главенствующая для современной женщины задача: «познай себя», которая позволяет ей открыто заявлять о себе, как о личности – на неё у большинства женщин России просто нет времени. Возможностей. Сил. Есть дом, семья, дети, муж, работа. Там все не очень просто.
Вот, когда станет попроще. Когда уйдет с повестки дня вопрос «как бы нам тут выжить?», тогда, да. Можно будет заняться саморазвитием и поисками своей внутренней и внешней красоты. А пока надо мужа образумить. Сына поднять. На работе завал. Здоровье не очень. Не до себя, в общем.
Но жизнь становится получше. И что-то меняется. Общий уровень жизни растет. Не семимильными шагами, но мы двигаемся куда-то вперед. Еще бы научиться двигаться вперед всем вместе, уважая и помогая друг другу. Вот это было бы совсем здорово
Автор: Никита Подгорнов