Успешные, независимые, яркие и часто одинокие – мы все знаем таких женщин или можем так описать себя. Какие чувства вызывают самостоятельные женщины у мужчин? Восхищение, зависть, интерес? Прежде всего страх, считает психотерапевт Александр Орлов.
Одиночество… Я стою среди незнакомого города, телефон разряжен, куда идти, непонятно – а вокруг спешат по своим делам прохожие, которым до моих забот нет никакого дела. Мне знакомо это чувство! Как, наверно, и каждому. Иногда это мгновенная вспышка, иногда настроение, которое держится неделю-другую. А потом его вытесняют новые впечатления. Но есть и другое одиночество – образ жизни, когда по нашему выбору или в силу обстоятельств у нас нет постоянного партнера. В фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1980) Гоша говорит Кате: «У вас взгляд незамужней женщины». Действительно ли одиночество накладывает на женщину отпечаток, который могут «считывать» мужчины? Так и есть, считает психотерапевт Александр Орлов, и вот признаки, которые выдают это состояние: независимость, самодостаточность, свобода, достоинство, конкурентность, жесткость, рациональность, решительность, категоричность, инициативность, самоуверенность, отсутствие эмпатии.
Одиночество сильных...
В целом все эти качества и складываются в образ сильной женщины. 34-летняя Адриана, руководитель отдела логистики, называет себя «типичной бизнесвумен»: «У меня есть способы удовлетворить свои сексуальные желания, и ни один из них не связан с совместной жизнью. Мужчину, с которым мне захотелось бы жить, я пока не встретила. Но я не чувствую, чтобы мне это было так уж необходимо». Женщины с высокой самооценкой сравнивают претендентов с идеалом и оценивают их критически. «Мужчины болезненно переживают пассивное положение оцениваемых, чувствуя в нем угрозу поражения, – подчеркивает Александр Орлов, – поэтому многие предпочитают в такое положение вообще не попадать». Сделать это нетрудно – они избегают общества «оценщиц».
Но ведь без партнера может остаться и «обычная» женщина, в меру успешная и не слишком самоуверенная? Их одиночество – скорее всего, временное положение, уточняет психотерапевт. Но оно рискует стать постоянным, если сопровождается печальной погруженностью в себя.
...и слабых
У некоторых женщин за видимым желанием обрести партнера скрываются неудовлетворенность, обида и скрытая враждебность по отношению к мужчине. Их сломленность, зависимость, разбалансированная эмоциональность, по мнению психотерапевта, действуют на мужчин как знак «проезд запрещен».
Общим для сильных и слабых одиноких женщин является отсутствие эмпатии, замкнутость на себе, на собственных… в первом случае – целях и интересах, во втором – проблемах и бедах. И те и другие относятся к партнеру как к способу удовлетворить свои потребности. Но неудовлетворенность женщины настолько велика, что мужчина не уверен, сможет ли он дать ей то, чего ей не хватает.
Так что слабые женщины пробуждают в мужчинах почти те же страхи, что и сильные. Но если «героиней» мужчины, по словам Александра Орлова, «предпочитают восхищаться издали и разбегаются при ее приближении», то в случае с «несчастной» женщиной парадоксальной реакцией может стать мужская агрессия, маскирующая страх. Чего же так боятся мужчины?
Чего они боятся
«Меня пугает в женщинах страх одиночества. После тридцати они помешаны на том, что им нужен мужчина и дети. Это и грустно, и тревожно, и очень раздражает». Евгений, 40 лет
«На работе они все время что-то доказывают, словно заранее опасаются, что им начнут возражать, и стараются этого не допустить». Иван, 34 года
«В сексуальной свободе есть и плюсы, и минусы. Мне кажется, если девушка чувствует себя сексуально раскованной, она легче меня предаст. Не могу сказать, что мне нравятся только покорные женщины. Но все-таки они не должны вести себя как мужчины». Рустам, 25 лет
«Привлекательность – форма манипуляции. Сексапильная девушка добьется от коллег и начальников чего угодно. Меня это пугает, ведь я знаю, что и сам поддаюсь на это». Игорь, 49 лет
«Их взгляд! Когда женщина меня изучает, я теряюсь. Они уверены в себе, не стесняются рассматривать нас, оценивать и делать первый шаг в отношениях. Все это угнетает». Александр, 29 лет
«Женщины меня пугали лет 50 назад! Тогда я думал, что должен проявлять инициативу, а потом вдруг выяснилось, что у них есть свои сексуальные желания и аппетиты. И я встревожился: а что если я не потяну?» Петр, 67 лет
Михаил Эпштейн, философ: «Женщина ближе к жизни, поскольку сама создает жизнь»
Настоящая женщина – та, с которой чувствуешь себя настоящим мужчиной. Сильным, добрым, умным, отважным. Все это она открывает в тебе благодаря своей женственности, умению слушать, видеть и понимать тебя, как никто другой. Настоящая женщина – это не универсальный идеал, всегда один и тот же, – настоящих женщин столько же, сколько мужчин, которые благодаря им становятся настоящими. Женщина – существо более душевно цельное, эмоциональное, интуитивное, она ближе к жизни, поскольку сама создает жизнь. Поэтому ей всегда можно доверять свои сомнения и внутренний хаос и она знает, как вывести тебя из них. Мужчина может заблудиться в своих умствованиях, если нет рядом женщины, которая просто скажет тебе: «Это ты, а вот это – не ты». Выберет тебя таким, каким ты нужен и себе, и ей – вам обоим. Наконец, в настоящей женщине всегда есть та щедрость и широта, которая удержит ее от упреков, этой мелочи, на которую так часто разменивается даже большое чувство.
Скрытая угроза
В основе всех мужских опасений лежит страх утраты мужественности. «Это универсальное переживание, – подчеркивает Александр Орлов, – скрытое в глубинах психики каждого мужчины». В зависимости от личной истории и ситуации оно обнаруживает себя по-разному:
- страх утратить власть над своей жизнью, стать полностью зависимым (страх «подкаблучника»);
- страх лишиться значимости в собственных глазах и потерять уважение окружающих, стать объектом презрения (страх «рогоносца»);
- страх потерять самоценность, не справиться с задачами, не достичь целей (страх «лузера»);
- страх своей несостоятельности, в первую очередь сексуальной, но также и в более широком смысле (страх «импотента»).
«Мужчины боятся женщин вообще, – уверен Александр Орлов, – но одиноких боятся сильнее. Ведь одинокая женщина – это женщина сама по себе, не разбавленная «подругой», «матерью», «супругой». Она бросает вызов: «Сможешь ли ты быть моим партнером, соответствовать мне, Женщине?» – и угрожает ему поражением. «Ни один мужчина в полной мере не осознает свой страх, – уточняет психотерапевт. – Однако утрата любого из качеств, связанных с его маскулинностью (даже если эта утрата происходит лишь в его воображении), более значима для него, чем все те плюсы, которые она воплощает».
Психоаналитики считают, что в основе этого бессознательного страха – память о полной зависимости младенца от матери и ее отношения к нему*. А в юнгианском понимании корни страха за пределами личного в коллективном бессознательном захватывают архаичные глубины, в которых образ Богини-Матери двоится: дающая жизнь может и отнять ее**. Встреча с одинокой «100%-ной» женщиной пробуждает в мужчинах дремлющий страх, и они обращаются в бегство либо – реже – вступают в борьбу с ней в надежде победить. Эта схема оставляет место для короткой страстной схватки, но не для партнерства.
Восстановить равновесие
«У меня все есть, нет только мужчины, с которым я могла бы жить!» Этот возглас изумления раздается все чаще. «Не понимая причин своего одиночества, женщины стараются быть еще успешнее, еще красивее, еще образованнее. Однако, становясь совершеннее, они лишь усугубляют свое одиночество», – убежден Александр Орлов. Борьба за власть, на которой основано современное общество, приводит к войне полов. «Легализация гомосексуализма, стимулирование культуры унисекса – все это попытки ослабить нарастающую гендерную конфронтацию», – продолжает психотерапевт. Что же станет настоящим ключом к проблеме? Частично мужчины могли бы компенсировать свои страхи, пройдя психотерапию и укрепив чувство контроля (значимости, самоценности, привлекательности…). Однако лучшее решение, по мнению Александра Орлова, – глубинная психотерапия женщин, «цель которой – развить их способность к эмпатии, эмоциональному пониманию и поддержке другого человека (ребенка, мужчины, женщины)». В каждой женщине скрыт потенциал женственности, доступ к которому перекрыт современной цивилизацией с ее эгоцентризмом, доминированием, конкуренцией. Преодолев эти искусственные преграды, женщина может восстановить внутреннее равновесие между мужским и женским началом. Две эти энергии сосуществуют в нашей психике, но у современных женщин заметен перевес в сторону мужской, что порождает тип «воительницы», яркий пример которого показан в фильме «Убить Билла» (реж. Квентин Тарантино, 2003). Женщине предстоит возродиться из глубин бессознательной психической жизни. Ее женственность предполагает не только великую ярость-ненависть к мужчине-поработителю, но и великую любовь-эмпатию к этому другому, столь непохожему не нее существу.