Актёр Алексей Васильевич Петренко, народный артист и лауреат Государственной премии России, умер 22 февраля. Ему было 78 лет. Мастер известен широкому зрителю по ролям в полусотне кинокартин и работе в театрах имени Ленсовета, на Малой Бронной, МХАТе и нескольких других. Кроме этого, Петренко пел и был художественным чтецом. За что бы он ни брался, у него получалось всё, хотя артиста постоянно мучили сомнения.
Как Петренко стал артистом
О детстве Алексея Петренко известно немного. Родители его были крестьянами, жили в Черниговской области. В юности будущему актёру довелось работать пастухом, столяром, слесарем и даже некоторое время матросом, и навыки, полученные тогда, он не считал лишними, как и полученные жизненные уроки. Еще были занятия спортом, - боксом и борьбой, чем отчасти объясняется атлетическое телосложение, хотя им Алексей в основном был обязан кузнечному ремеслу. Почему он захотел стать артистом, сейчас ответить, наверное, было бы сложно и ему самому, но желание это было сильным. Он дважды пытался поступить в Киевский театральный, в перерывах он зарабатывал на жизнь с молотом у наковальни, а о своих рабочих учителях, научивших его многому, неизменно всю свою жизнь отзывался с благодарностью. В столичный республиканский вуз попасть так и не удалось, а в харьковский получилось. Так началась артистическая карьера Алексея Петренко.Сто ролей в театрах
По окончании Харьковского театрального института дипломированный актёр Петренко служил в Запорожском музыкально-драматическом театре им. Щорса, а через пару лет перешёл в Донецкий областной русский драмтеатр, находящийся в Мариуполе. В 1964 году Игорь Владимиров разглядел талант и пригласил его в Ленинград, работать в труппе театра им. Ленсовета. Для Петренко режиссёр выбрал амплуа «характерный актёр», но рамки, как выяснилось вскоре, оказались узкими. Артист был способен справляться с любыми ролями в широком диапазоне. Ему блестяще удавались образы в спектре от Свидригайлова («Преступление и наказание») до графа Воронцова («Пушкин в Одессе») и от Бьонделло («Укрощение строптивой») до Матиаса-Монеты («Трёхгрошовая опера»). Затем, уже в семидесятые, был перевод в столицу, работа на сценах Драмтеатра на Малой Бронной, МХАТа, «Школы драматического искусства» и «Школы современной пьесы». Роли, предлагаемые там, также были очень разными, как и постановки по пьесам Тургенева, Гоголя, Горького и других выдающихся авторов театральной драматургии. Всего их накопилось более сотни.Кинороли
Экранные воплощения Петренко столь же многогранны, как и его театральные работы. Начиная с 1967 года («День солнца и дождя») он снимается, а первой большой ролью стал в 1976 году образ Петра Великого («Сказ о том, как царь Петр арапа женил» режиссёра Александра Митты), воплощая который, ему довелось сотрудничать с Владимиром Высоцким, исполнявшим главного персонажа Ибрагима Ганнибала.Музыка речи...
Даже людям, хорошо знакомым с творчеством Петренко, не всегда известно о том, сколь большое значение он придавал фонетике и звуку. Текст, даже самый гениальный, он воспринимал в качестве исходного сырья, подлежащего доведению до совершенства с помощью доступных актёру средств, таких как пластика, дыхание, мимика, ритмика, артикуляция и жестикуляция. Работа со словом доводилась до идеала и при чтении закадрового авторского текста, что часто поручалось делать Алексею Васильевичу режиссёрами, знавшими его виртуозную манеру обращения со словом.…и речь музыки
Алексей Петренко очень любил петь с детства до конца своей жизни. Он исполнял вокальные партии в сюжетной канве театральных постановок в разных формах - это могли быть и классические произведения, и романсы, и элементы духовной музыки. Ему очень нравились народные песни, в основном русские и украинские. Актёр много раз выступал в сопровождении Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева, в том числе ими был представлен симфонический цикл «Солдатские письма» композитора Гаврилина и оратория «Иван Грозный» Прокофьева. Творческие достижения Петренко в музыке столь впечатляют, что по его собственному признанию, если бы кроме них ему не довелось более сделать ничего, то и этого было бы довольно, чтобы чувствовать себя реализовавшимся в искусстве.Сказки для детей и взрослых
Алексею Петренко всегда претила всеядность, свойственная иным представителям выбранной им профессии, и даже в молодые годы он не хватался за все предлагаемые ему роли подряд ради одного лишь заработка, а выбирал то, что ближе его натуре. Страсть актёра к русским сказкам отчасти объясняется его любовью к народной фонетике и благозвучию, свойственному истинно народным произведениям, но главное их достоинство – высокий моральный смысл. Чтение былин – занятие не самое прибыльное, и Петренко иногда задавали вопросы по поводу его целесообразности, а он отшучивался: «Состарюсь – буду в детских садах перед детишками выступать за харчи». То, о чем мечталось артисту, исполнилось. Цикл из 24 сказок им записан для телевидения.Убеждения
Петренко был человеком верующим, и выражал свою активную христианскую позицию работой в Патриаршем совете по культуре при Русской православной церкви с 2010 года. При этом он неоднократно называл себя «насквозь советским человеком». Есть ли противоречие в этих фактах? Возможно, кто-то их и увидит, но на деле всё не так просто. Актёр был безжалостен, когда исполнял роль Сталина в нескольких фильмах, и при этом отдавал должное своеобразному отрицательному обаянию всех своих персонажей (в этом он вообще был виртуозом), но он, безусловно, положительно относился и ко всему хорошему, что было в советской жизни. Социальное неравенство вызывало досаду, а более всего ему не хотелось давать волю естественному, в общем-то, революционному чувству, выражаемому лозунгом «грабь награбленное» (интервью Esquire, 2016). Алексей Петренко жил очень просто, его быт был непритязательным и совсем не «гламурным».Как разговаривать с Богом?
Алексею Петренко захотелось заняться изучением церковнославянского языка уже в зрелом возрасте. Возможно, причиной тому стала любовь к фонетике и истории, сам же он объясняет своё желание стремлением к готовности к самому главному разговору, предстоящему каждому человеку после смерти. В этом проявилось извечное стремление актёра быть понятым и понятным даже тогда, когда придётся давать отчёт самому Создателю.Наверное, он будет понят.