Почему режиссер Виктор Мережко просил милостыню и дал обет не жениться после первого брака

01.02.2022 12:58

Утрата за утратой, 30 января вслед за Леонидом Куравлевым ушел из жизни сценарист и режиссер Виктор Мережко. По его авторским работам снято более 75 фильмов, многие из которые входят в золотую коллекцию советских кинохитов: «Родня», «Здравствуй и прощай», «Влюблен по собственному желанию». При этом его собственная биография вполне могла лечь в основу не менее захватывающего сюжета.

Виктор Мережко говорил, что ему и повезло, и сильно не повезло родиться до войны. С одной стороны, он всю жизнь физически не мог выносить чувства голода, так натерпелся в военные и послевоенные годы, а с другой — именно эти тяжелые условия воспитали волю и упорство, которые помогли мальчику из украинской провинции стать известным сценаристом, другом Михалкова и Янковского и добиться таких больших кинематографических высот.

Семья Мережко, где помимо маленького Вити росли еще трое детей, была настолько бедна, что будущему сценаристу приходилось просить милостыню, дабы не умереть с голода. Он даже выучился играть на аккордеоне, потому что мальчик, исполняющий печальную музыку, вызывал большую жалость у дающих копейку. С трудом окончив школу, потому что семья постоянно переезжала в поисках заработка, Виктор подал документы в театральный институт в Киеве, но провалил экзамены. Оставшись без шансов на городскую прописку, пришлось возвращаться в деревню, работать дровосеком. Однако мечта писать тексты не оставляла его. Вскоре пожить к себе его позвали родственники из Львова, здесь Мережко подал документы в местный полиграфический институт. Окончив учебу, он попал по распределению в издательство «Молот» в Ростовской области.

Кадр из фильма «Если есть паруса»

Однажды, приехав в отпуск во Львов, Виктор увидел, как проходили съемки фильма «Овод», и пропал. Он понял, что впредь хочет заниматься только кино. Спустя три года он подал документы на режиссерский факультет ВГИКа, а еще через два года его первыми сценарными работами заинтересовались режиссеры. Но первый большой успех пришел к молодому автору с картиной «Здравствуй и прощай». Позже Мережко признается, что сценарий картины не мог быть написан раньше, этот опыт, опыт становления как мужчины и автора, нужно было прожить. К нему слава пришла в 35 лет, как нельзя вовремя!

В 1970-1980-х по сценариям Мережко снимали по несколько фильмов каждый год. В 1988-м он попробовал свои силы в качестве телеведущего в программе «Кинопанорама», а позже вел передачу «Мое кино». Нашел он себя и в новом времени — стал успешным сценаристом сериалов. «Провинциалы», «Сонька Золотая Ручка», «Крот» — каждая новая премьера принималась телезрителями на ура благодаря тому, что у Мережко было внутреннее, почти нутряное понимание женской души. Завистники говорили, это, мол, потому что у Мережко было слишком много женщин, сам же он признавался, что хороший наблюдатель.

«Женщину нельзя предсказать, — говорил Виктор Мережко. — Мужчина — это такой компьютер старой модификации, его легко просчитать, им движет мозг. А женщина — это сердце. Оно без конца вибрирует, посылает сигналы и принимает их… Когда пишешь женский характер, ты как будто разгадываешь кроссворд!»

Народному артисту и писателю приписывали множество романов, да он и сам не отрицал того, что всегда был привлекателен для дам, но при этом всю жизнь любил только одну женщину. На ней, так благословила его судьба, он и женился. Они познакомились еще юными в Ростове. 20-летний Виктор увидел длинноногую девчушку на улице и сразу понял, что это его судьба. Поначалу Тамара Захарова, которая считалась первой красавицей и недотрогой, оставалась равнодушна к его ухаживаниям, но Виктор проявил настойчивость, и спустя 4 года Тома согласилась стать его женой.
Ни разу ни он, ни она не пожалели об этом решении: 30 лет, двое детей, дом — полная чаша. Из моментов из счастливой жизни можно было собрать десятки фотоальбомов.

Прав был Куравлев: никто из мужчин не готов, что его жена уйдет первой. Каждый из мужей самоуверенно считает, что он умрет, а она, у нее есть женская возможность плакать, переживет, будет больно, но переживет!

Когда врачи, опустив глаза, сказали Мережко, что у его Томы неоперабельный рак, он тоже оказался не готов. Хотя сделал все, чтобы ее спасти. Увы! — в 1997 году Тамары не стало. Детям Мережко сказал сразу:

«Ребята, мачехи у вас не будет. Ближе вас у меня никого нет, я никогда не приведу в дом чужую женщину».

Свое решение Виктор объяснял так: «Когда я стал вдовцом, пообещал Маше и Ване, что у них не будет мачехи. Я не говорю, что всю жизнь посвятил детям, это такая абсолютная животная потребность. Откуда она у меня, в кого я? Вроде мой дед Гончаров Ефим Петрович, кузнец по призванию, очень любил своих детей. Наверное, так же, как я. Не женился, потому что понимал: меня отнимут от детей, ведь вместо того, чтобы уделять внимание сыну и дочери, я буду уделять время своей женщине. Потому что любые серьезные отношения предполагают трату времени. А у меня его не так много. Я понимаю, это, наверное, жуткий прагматизм, который я сделал своим образом жизни».

Правда, однажды, Мережко от своего принципа чуть не отступил. В 2005 году она познакомился с красавицей-моделью, которая была на 25 лет моложе его. Они встречались три года, и Мережко даже подумывал о том, чтобы съехаться и жить вместе. Но девушка не нашла общего языка с его детьми, к тому же оказалась очень ревнивой, и народный артист принял решение расстаться.

В последние годы Мережко преподавал во ВГИКе, много работал, продолжал писать. Иногда ворчал на то, что новое поколение поступающих в театральные вузы не знает фамилий Янковского и Тарковского, приходится начинать учебу с чистого листа.

У Мережко было много планов на 2022 год, но судьба распорядилась по-другому.

Источник