О том, что горевший под Харьковом крупнейший в Украине склад боеприпасов потушен, СМИ сообщили ещё 26 марта, но, по всей видимости, эта информация несколько преждевременна. Взрывы, правда, одиночные, ещё гремят. Но в общем и целом можно считать, что пожар ликвидирован и настал момент предварительной оценки ущерба. Не исключено, что будут пересмотрены и возможные причины бедствия. О «диверсионной» версии по телевизору говорят всё реже. Обнародованы свидетельства очевидцев о не совсем понятных действиях офицеров и даже каких-то генералов, незадолго до начала пожара покинувших территорию арсенала, причём якобы были они нетрезвы. В общем, разбирательство предстоит долгое.
Предварительные итоги
27 марта агентство «РИА Новости Украина» сообщило со ссылкой на главу харьковской обладминистрации Юлию Светличную о последствиях взрыва огромного количества боеприпасов на складе в райцентре Бакалея, случившегося ночью 23 марта. Предварительные итоги таковы: погиб один человек, двое раненых. Эвакуированы 36 тыс. жителей Бакалеи и других населённых пунктов, попавших в опасную зону в десятикилометровом радиусе от эпицентра. Повреждения и частичные разрушения получили 265 строений (некоторые их них восстановлению не подлежат), в том числе 114 частных домов.
Пострадали также объекты инфраструктуры и промышленные предприятия. Непригодны для использования 2 школы и столько же детских садов. В округе взрывной волной выбиты практически все окна и большая часть дверей. Размеры ущерба не вызывают удивления. По ориентировочным данным, взорвалась половина всего запаса боеприпасов, хранившихся на складе. Это более 65 килотонн. Примерно три Хиросимы.
Халатность или диверсия?
Сразу были озвучены две основные версии ЧП – умело проведенная диверсия и чья-то преступная халатность, с упором, однако, на первый вариант, якобы опирающийся на показания свидетелей, то ли слышавших в ночном небе гул мотора неизвестного летательного аппарата, то ли видевших его. Объяснять инцидент враждебными происками с политической и военной точки зрения намного предпочтительнее, чем искать виновных среди военного начальства. Однако и скрыть ужасающий беспорядок, царивший на складе, было невозможно. Тысячи тонн снарядов, бомб, мин и ракет хранились как попало, - они лежали штабелями на земле, что зафиксировано на фотографиях ранее служивших там солдат. По всей видимости, это и побудило начать сразу два уголовных делопроизводства. Халатность, очевидно, имела место, но и диверсия не исключена.
Свидетельство очевидца
Совсем не вовремя объявился очевидец из местных жителей, пока неведомый, но с большой вероятностью реально существующий. Несколько СМИ (в том числе телеканал «112 Украина» и NewsOne) сообщили о том, что совсем незадолго до взрыва военного склада с него отбыла компания, пребывавшая в довольно «приподнятом» настроении, чему способствовало предположительно употребление горячительных напитков. Представителей генералитета, прибывших с целью проверки, провожало местное начальство. Указанный местный житель очень сомневается в том, что какой-то беспилотный аппарат сбросил взрывное устройство. Вернее, он отвергает эту версию.
Весело проводят досуг, кстати, не только командиры с большими звёздами на погонах, но и обычные солдаты с сержантами, облюбовавшие местную «стекляшку» с красноречивым названием «Шинок». Всю эту информацию с некоторой натяжкой можно было бы втиснуть в рамки одной из главных версий, предполагающую небрежность. Ну выпил кто-то лишнего, и бросил окурок, куда не следовало. Но тут прозвучало заявление представителя Народной милиции ЛНР Андрея Марочко. Если ему верить, всё обстояло несколько иначе.
Версия от ЛНР
Представитель ЛНР любезно дал подсказку украинским следователям. Диверсия, вероятно, была, но совершили её не загадочные «сепаратисты» (российские спецназовцы, оккупанты и т.п.), а сами военнослужащие ВСУ. Марочко предположил, что, как и в случае с другими пожарами на базах хранения, 23 марта была предпринята попытка сокрытия реального положения в арсенале, а именно факта недостачи боеприпасов. Можно было бы обвинить представителя ЛНР в очернительстве доброго имени «воинов света» и стремлении подорвать репутацию ВСУ, но он в доказательство своей версии указал на якобы существующее перевалочное хранилище в Станично-Луганском районе, конкретно в селе Теплом. Туда, по данным разведки, армейцы доставляют ворованные боеприпасы, и оттуда их увозят куда-то. Возможны варианты, но наиболее вероятным представляется продажа снарядов, мин и ракет на чёрном оружейном рынке. Не исключено, что часть уходила в ДНР и ЛНР.
К нам едет ревизор, или Пренеприятнейшее известие
Андрей Марочко раскрыл и другие подробности теневого оружейного оборота, охватившего ВСУ. Он утверждает, что украинская 59-я бригада и 1-й гаубичный самоходный артиллерийский дивизион 54-й бригады в плане боеприпасов сидят на голодном пайке, а снаряды при этом усиленно списываются для закрытия бреши в отчётности. Боеприпасы расхищались и продавались, и теперь командование пытается скрыть эти позорные факты. Как раз для проверки этой информации из Киева должен был прибыть замминистра обороны по вооружению генерал Игорь Павловский. В общем, склад в Бакалее загорелся и взорвался слишком уж вовремя.
Кого накажут?
Информация, преданная огласке Андреем Марочко, в любом случае могла бы вызвать интерес украинских следственных органов, но они ему могут и не верить. Всё-таки он их враг, потому что сепаратист. Поэтому основными, по всей видимости, останутся две официально объявленные версии о халатности и диверсии. Если сотрудники военной прокуратуры установят факты небрежного обращения с опасными предметами (а им, очевидно, это легко удастся), то виновных строго накажут.
Найти следы таинственной, и, по всей видимости, не существовавшей в природе вражеской ДРГ, будет несколько сложнее, но при определённой сноровке и эта задача не представляется невыполнимой. В этом случае виновные тоже найдутся, и их покарают сразу по двум статьям, - за небрежность в охране и халатность, проявленную в организации хранения. Диверсантов, очевидно, не найдут никогда. ЛНР и ДНР свою причастность отрицают, но если бы им удалось взорвать украинский арсенал, то они наверняка с гордостью бы это подтвердили. По любым меркам это военный успех.
Последствия для ВСУ
В связи с взрывом в Бакалее закономерно возникает вопрос о том, насколько это происшествие способно повлиять на боеспособность ВСУ, в частности артиллерии и стрелковых подразделений. Если оценивать общее количество уничтоженных боеприпасов, то напрашивается вывод о том, что ущерб нанесён крупномасштабный. Всего на складе было примерно 30% всего запаса ВСУ, и даже если сгорела половина, то есть 15%, то и тогда это много. А оставшиеся единицы хранения тоже могли пострадать от высокой температуры, и ещё неизвестно, как себя они поведут при попытке применения. Но следует учитывать и тот факт, что многие боеприпасы уже исчерпали свой срок и в любом случае подлежали утилизации. Всего в Украине таковых уже накопилось полмиллиона тонн. Их уничтожение – дело затратное, а тут они как бы сами взорвались. И ещё неизвестно, что стоит дороже – утилизация или условное восстановление пострадавших строений. Народ в Украине терпеливый.
Некоторые перебои со снарядами ВСУ какое-то время будут ощущать, в основном по логистическим причинам. Потом боеприпасы подвезут, и всё начнётся с новой силой. И обстрелы, и война. Снарядов и ракет в Украине много…
Ликвидация последствий
Минобороны уже отрапортовало о завершении разминирования, но, очевидно, с этим поспешили. Разлёт боеприпасов очень большой, и даже найти пока удалось не всё. В Бакалею прибыли какие-то эксперты из НАТО, но они не спешили действовать, а в основном что-то советовали и наблюдали. Местное население подсчитывает свой ущерб. Для жителей всей остальной Украины практически ничего особенного и не произошло…
Источник
Следующая публикация