На Черкащине есть уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак...
Шел третий месяц войны, точнее, он только начался, когда в конце июля произошли события, впервые изменившие ход Великой Отечественной, или весь ход «Восточной компании», как называли войну в ставке Гитлера. Немногим известно, что по его же приказу, к 3 августа должен был пасть Киев, а на 8-е число на «парад победы» в столицу Украины собирался приехать сам Гитлер, да не один, а с вождем Италии Муссолини и диктатором Словакии Тиссо.
В «лоб» взять Киев не удалось, и поступил приказ, обойти его с юга.…Так в людской молве появилось страшное слово «Зеленая Брама», местность, не указанная ни на одних картах великих сражений Великой Войны
Только в наши дни информация стала достоянием гласности, и «Зеленая Брама» оказалась одним из самых трагических событий Великой Отечественной войны. В этих местах попали в окружение две армии (6-я и 12-я) Юго-Западного фронта, это порядка 140 000 воинов. А из окружения вышло 11 тысячам солдат и офицеров.
В отдельном батальоне, созданном на базе пограничной комендатуры, находились служебные собаки. Они стойко переносили все тяготы военного похода. Командир батальона майор Лопатин, несмотря на отвратительные условия содержания и полное отсутствие надлежащего питания собак не распустил – хоть вышестоящее командование это и советовало сделать. У села Легедзино 30 июля пограничный батальон принял свой последний бой.
Силы были слишком не равными: против полтысячи пограничников полк фашистов. И в критический момент, когда немцы пошли в очередную атаку, майор Лопатин дал приказ послать в рукопашный бой с фашистами пограничников и служебных собак. Это был последний резерв.
На Черкащине есть уникальный памятник 150 пограничным псам, которые «порвали» полк фашистов в рукопашном бою. Эта единственная за всю историю мировых войн и конфликтов битва людей и собак произошла в самом центре Украины много лет назад, а дело было так…
Зрелище было страшное: 150 обученных, голодных овчарок, поднялись против автоматного огня. Очевидцы утверждают, что овчарки впивались в фашистские глотки, даже будучи смертельно ранеными. Немцы отступили, но на подмогу им подоспели танки. Искусанные немцы, покрытые рваными ранами, вопящие от ужаса, вскакивали на броню танков и расстреливали героических псов.
В этом бою погибли все 500 солдат, никто не сдался в плен. Уцелевшие собаки улеглись возле своего хозяина и никого не подпускали. Часть из них пристрелили немцы, а часть умерла от голода на поле. В панике захватчики перестреляли всех крупных псов в селе Легедзино – даже тех, что были привязаны к своим будкам. Только одна овчарка покинула поле битвы и смогла доползти до села.
Немцы собрали своих погибших в бою, а потом разрешили селянам похоронить советских пограничников. Их тела предали земле вместе с верными четвероногими, а тайну захоронения скрывали долгие года.
Исследователь этого памятного боя Александр Фука утверждает, что память о героизме пограничников и их овчарок среди местного населения была столь велика, что, несмотря на присутствие немецких полицаев, все мальчишки в селе с гордостью носили зеленые фуражки павших воинов.
А местные жители, хоронившие героев, прячась от фашистов, вырвали из офицерских удостоверений и красноармейских книжек фотографии погибших, потому что хранить сами документы было смертельно опасно. Но, впоследствии, большинство фамилий героев установить по фотографиям не удалось. А запланированная встреча Гитлера и Муссолини состоялась 18 августа, но не в Киеве, а там же, у Легедзино.
Лишь в 1955-м, жители Легедзино смогли собрать останки почти всех 500 пограничников и перенести их к сельской школе, возле которой и находится братская могила. А на окраине села, там, где и проходил единственный в мире рукопашный бой людей и собак с фашистами, 9 мая 2003-го на добровольные пожертвования ветеранов Великой Отечественной, пограничных войск и кинологов Украины был установлен единственный в мире памятник человеку с ружьем и его верному другу – собаке. Такого памятника больше нигде нет.