“Судьба человека” – по ту сторону экрана… . Почему Шолохов не доверял Бондарчуку и кем вырос Ванюша?

01.07.2022 13:28

Драма Сергея Бондарчука “Судьба человека”, снятая по одноименному произведению Михаила Шолохова по праву считается легендарным фильмом про военные годы. В конце 50-х, когда начинающий режиссер высказал намерение снять картину, сомневался и сам автор и руководство “Мосфильма”.

Что именно вызывало недоверие Шолохова в отношении режиссера и исполнителя главной роли? И кем стал тот самый беспризорник Ванюша – расскажем далее.


Драма Сергея Бондарчука “Судьба человека”, снятая по одноименному произведению Михаила Шолохова по праву считается легендарным фильмом про военные годы. В конце 50-х, когда начинающий режиссер высказал намерение снять картину, сомневался и сам автор и руководство “Мосфильма”.

Содержание

Что именно вызывало недоверие Шолохова в отношении режиссера и исполнителя главной роли? И кем стал тот самый беспризорник Ванюша – расскажем далее.

В 1956-57 годах на страницах “Правды” был опубликован рассказ Михаила Шолохова “Судьба человека”. Тогда начинающий режиссер Сергей Бондарчук так впечатлился произведением, что сразу же проникся идеей экранизировать эту историю. Сам он говорил:

”Прочитал – и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь. Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни”.

Сергей Бондарчук в молодости

Вот только эта идея таила много подводных камней.

К тому моменту Сергей Бондарчук уже имел неплохую карьеру актера. Он был узнаваемым по главным ролям в картинах “Тарас Шевченко”, “Попрыгунья”, “Молодая гвардия”, “Отелло”. Но режиссерским опытом не мог похвастать – эта картина должна была стать дебютной в послужном списке 36-летнего актера. Михаил Шолохов ставил под сомнение режиссерские способности актера, коллеги из “Мосфильма” считали, что из рассказа может получится только короткометражная лента. Но начинающий режиссер был полон решительности и приступил к реализации, не дожидаясь указаний.

Сергей Бондарчук и Михаил Шолохов 

Писатель порекомендовал Сергею Бондарчуку посетить его Родину – станицу Вешенскую Ростовской области. В то же время началась работа над составлением сценария. Над сценарием трудились сам писатель, его литературный секретарь Федор Шахмагонов и редактор Юрий Лукин. “Мосфильм”принял сценарий в 1957 году, без правок и замечаний.

Шолохов также с сомнением отнесся к идее режиссера исполнить роль главного героя Андрея Соколова, фронтовика, прошедшего плен.

Сам Бондарчук говорил об этом так:

 Идея сыграть главного героя настолько захватила режиссера, что он приложил все силы для работы над образом. В результате и сам Шолохов признал стопроцентное попадание в образ. Именно эту картину критики назовут самой сильной в кинематографической карьере Сергея Федоровича Бондарчука.

Кадр из фильма *Судьба человека*

Сомнения больше касались того момента, что начинающий режиссер выбрал слишком сложное произведение для дебюта.

Ведь он рискнул экранизировать тему военного плена – одно из табу советского кинематографа. Михаил Шолохов был признанным автором и мог позволить создать произведение, где главным героем был бывший военнопленный, которого недавно причисляли к предателям, врагам народа. А вот режиссеру-дебютанту было рискованно выбирать тему, о которой в кино обходить. Оператор картины Владимир Монахов так описал его Андрея Соколова:

Сергей Бондарчук на съемках фильма *Судьба человека*

С главной взрослой ролью все было ясно – лучше самого Бондарчука героя не сыграет никто. А вот поиски актера на роль юного Ванюши – беспризорного мальчика, которого Андрей Соколов решает усыновить, – возникла загвоздка. На роль пробовались более ста юных претендентов, но подходящего типажа режиссер так и не нашел подходящий типаж и поиски затянулись. Однажды в Доме кино был показ детского фильма и Бондарчук увидел среди пришедших обаятельного мальчика, Павла Борискина. После разговора с отцом, мальчик пришел на пробы. Были слухи. что с его отцом режиссер был знаком со студенческой скамьи и отец сам предложил попробовать его сына на эту роль. Как бы ни было, мальчик блестяще исполнил роль, оправдал ожидания и отца, и режиссера и самого писателя.

Кадр из фильма *Судьба человека*

Биография Павлика “Ванюши”

Актер Владимир Борискин был родным отцом Павлика – эта фамилия и была в титрах. Семья с его матерью распалась из-за пристрастия Борискина к алкоголю – как раз в то время, когда мальчик снимался в “Судьбе человека”. Когда Павлику исполнилось 9 лет, у него появился отчим – режиссер Евгений Полунин. Он дал ему свое отчество и фамилию и принял как родного сына. Так судьба павлика перекликалась с судьбой его героя.

Павлик Борискин в фильме *Судьба человека*, 1959

Во время съемок сам Бондарчук оказывал отцовскую поддержку мальчику.

С вниманием относился к мальчику, всюду брал его с собой, помогал заучивать роль на слух (Павлику было 5 лет и он еще не читал). Режиссер настолько вызвал доверие у мальчика, что ключевая сцена получилась очень эмоциональной и трогательной – Ванюша бросается на шею к Соколову с радостным возгласом: “Папка! Родненький! Я знал, что ты меня найдешь!”

Сквозь годы Павел Полунин упоминал Бондарчука:

После выхода фильма Павлик снялся еще в семи экранизациях. Естественно, это пробудило мечту стать актером. Но мечта так и осталась мечтой.Закончив школу он трижды провалил экзамены во ВГИК. Затем Павел менял профессии от ученика слесаря до секретаря в обкоме комсомола. Кинокарьера так и осталась в прошлом.

Павел Полунин в киноальманахе *Путешествие*, 1966Сам Полунин относиться к судьбе философски:

– говорил он в одном из интервью.

Павел Полунин в молодости 

Экранизация “Судьбы человека” всколыхнула и советский и зарубежный кинематограф.

В 1959 более 39 млн зрителей посмотрели картину, и это только в СССР. Сергей Бондарчук был удостоен премии Ленина, взял награду на Международном кинофестивале в Москве, был отмечен первым призом на кинофестивале в Локарно, получил специальную награду на фестивале Международного кино в Карловых Варах. Роберто Росселини – первооткрыватель итальянского неореализма – оценил фильм как “ самое сильное, самое великое, что было снято о войне”.

Источник