Забытая история: как блеск фальшивых драгоценностей Swarovski пленил мир и стал цениться наравне с алмазами

18.03.2019 10:55

24 октября 1862 года в тогда еще богемском городке Георгенталь на свет появился мальчик, которому было суждено стать одним из величайших ювелиров всех времен. Или же величайшим мастером по фальшивым драгоценностям. Звали его Даниэль. С детства мальчишка наблюдал, как его отец-стекольщик трудится над своими работами. Богемское стекло всегда ценилось в мире, и инструменты для его обработки были едва ли не в каждом чешском доме.

Став юношей, Сваровски решил повидать мир и уехал в Париж, где получил образование инженера. Там он изучил химию, физику, механику и другие узкие дисциплины, а в 1883 году попал на Всемирную электротехническую выставку. Там молодой человек познакомился с передовыми для своего времени достижениями прогресса и задумался над тем, что вообще-то было бы здорово обрабатывать стекло при помощи электрического тока. Так, из этой идеи за 8 лет появился авторский шлифовальный станок Swarovski.

Его детище позволяло обрабатывать хрусталь в больших количествах, при этом качество работы было на высоте. Там же, в Париже, Даниэль встретил свою будущую жену Мари и, породнившись с ее семьей, основал свой бизнес. Поначалу Сваровски изготавливал безымянные украшения на заказ, обосновавшись в тирольской земле. Он справедливо (и довольно хитро) рассудил, что ему с его изобретением нет никакого смысла конкурировать с богемскими умельцами.

Предприятие пошло на лад. За клиентами дело не стало: камни Сваровски ничем не отличались от настоящих алмазов, но стоили в 10 раз меньше. Надо сказать, что Даниэль Сваровски не только внедрил революционный метод в технологию огранки и шлифовки стекла – он совершил подлинную революцию в умах человеческих. Идея делать искусственные алмазы или их точные копии, по большому счёту, была не нова. До Даниэля в XVIII веке уже был один такой умелец по имени Жорж Фредерик Страсс. История запомнила его как человека, создававшего гениальные подделки ювелирных украшений. Кстати, это в честь него стразы назвали стразами. Но Страсс был вне закона, а Сваровски не только не скрывал поддельности своих “бриллиантов”, но и сделал это собственным козырем.

Вслед за австрийскими модницами творения Swarovski (позже он назвал фабрику своим именем и основал бренд) оценили в Париже и Петербурге. Это был успех! Заказы шли один за другим, ведь теперь круг клиентов мастера не ограничивался аристократами. Все попытки скопировать работы чешского ювелира другими мастерами проваливались с треском. Да и сегодня весь мир думает, что секрет камней Swarovski скрывается в особой огранке, а на самом деле он кроется в специальном рецепте варки стекла.

В ХХ веке свою любовь к фальшивым драгоценностям, не стесняясь, проявляли Марлен Дитрих и Коко Шанель, Майкл Джексон и Брайан Ферри, Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран. Сегодня ювелирный бренд Swarovski находится вне конкуренции, а его прекрасные изделия могут украсить и руку простой учительницы, и шею кинозвезды.

Именно этому человеку удалось убедить мир, что форма важнее содержания и то, что блестит, не обязательно должно быть золотом. Возможно, кто-то скажет, что это фарс и подделка, но победителей, как известно, не судят!

Источник