Я хочу, чтобы папы осознали всю уникальность роли, которую они играют в жизни своих сыновей. Роли, которую ни одна мать не сможет сыграть за отца...
Однажды я приняла трудное решение расторгнуть свой несчастливый брак. Мысленно повторяя слова «я отлично справлюсь сама», «зачем вообще нужны эти мужчины» и «власть – женщинам», я забрала двух сыновей, маленькую дочь, несколько чемоданов с одеждой и отправилась навстречу светлому будущему, чтобы начать новую жизнь, полную солнечного света и счастья.
Я представляла, как мы живем в роскоши, окруженные смехом, что я смогу стремительно развивать свою карьеру, улучшу свое финансовое положение, что у детей будет высокая успеваемость в школе и что они даже не заметят отсутствия их угрюмого отца.
По крайней мере, именно так мне казалось на то время.
Вы наверняка спросите, почему я сделала такой шаг? В конце концов, я жила в этом аду почти десять лет, и знала мужа как свои пять пальцев. Научилась справляться с насилием и постоянной злостью, исходящую от супруга. Но страх перед неизвестностью сдерживала мои порывы к свободе.
Видите ли, у их отца были проблемы с управлением гневом. Он знал это. И я знала это. И родители каждой из сторон тоже это знали. Если не вдаваться в подробности, то мой бывший муж взрывался из-за любых мелочей. К примеру, он громко кричал на детей, если они оставляли свои игрушки на полу (а ведь им было тогда всего 4 и 2 года).
Множественные попытки заставить его контролировать себя и сходить к психологу оказались безуспешными. Он просто не признавал существования проблемы. Как я уже говорила, я сдерживала себя до тех пор, пока не начала замечать проявление у моих мальчиков пугающих последствий такого отношения. Это и стало для меня поворотным моментом.
Подобно большинству детей, постоянно сталкивающихся со злыми родителями, у моих сыновей начали проявлять следующие качества.
Тревожность
Ежедневный страх услышать крик отца сделал их неспокойными и тревожными.
Мое сердце обливалось кровью каждый раз, когда они делали что-то не так и бежали ко мне, прося о помощи и спрашивая, не будет ли злиться их отец. Я начала замечать, что при звуках его приближающейся машины они все чаще прятались у себя в комнате. Старший сын был постоянно растерянным. Ему было сложно принимать какие-либо решения из-за страха получить выговор от папы.
Учителя в школе тоже заметили эти перемены. К примеру, когда мой сын вел себя неспокойно на уроке, учитель пригрозил рассказать все его отцу. Это вызвало у мальчика приступ рвоты! Его успеваемость падала, а еще он по каким-то непонятным причинам начал бояться темноты.
Оба сына то и дело бегали за мной, чем злили бывшего мужа еще больше. На улице мальчики были жизнерадостными и шумными, но дома они просто молчали.
Низкая самооценка
Дети, которые постоянно становятся объектом злости своих родителей, склонны к развитию у них низкой самооценки.
Мои мальчики не могли постоять за себя и не позволяли себе иметь собственное мнение, даже когда они находились в компании сверстников. Полагаю, они просто привыкли, что отец постоянно затыкал им рот.
Злость
Мой бывший муж рос в семье обозленного военного, который выливал на первенца всю свою злость и разочарование. Последнему пришлось годами терпеть словесные оскорбления и гневные вспышки отца. В итоге он вырос таким же злым. Я не психолог, но мои сыновья тоже начали становиться обозленными, обидчивыми и в старших классах порой вели себя агрессивно.
Я быстро провела параллель – они попросту копировали поведение отца. А я не хотела, чтобы они унаследовали эту его черту.
Мне хотелось избавиться от всего этого, причем быстро. И уйти от мужа казалось лучшим из возможных вариантов. Причем не просто уйти, но и ограничить любые его контакты с детьми.
Оглядываясь назад, возможно, я приняла тогда не лучшее решение, но выслушайте меня, прежде чем осуждать. Мальчики почти 18 месяцев провели без каких-либо контактов с отцов. Они были уже подростками, когда я начала воспитывать их «правильно». Если вы когда-либо пытались воспитать тинейджера в одиночку, то сможете сейчас меня понять.
Во-первых, я перестаралась в своих попытках быть «хорошей». Я слишком их баловала. Давала им почти все, о чем они просили. Как вы уже догадались, в моем сказочном замке быстро проявила себя проблема дисциплины. Я делала им замечания, а они «огрызались» в ответ.
Не помогало и то, что оба они были выше меня ростом.
Я осознала, что столкнулась с серьезной проблемой, поэтому привлекла к воспитанию моего отца и братьев. Они пытались помочь, но были слишком заняты своей работой и личной жизнью, чтобы оказывать постоянное влияние на парней.
Мне пришлось послабить свои ограничения на контакты детей с их папой, который, кстати, начал посещать психолога. Полная опека осталась за мной, но я отпускаю сыновей побыть на выходных с отцом, и порой даже звоню ему, чтобы он помог мне обсудить с детьми некоторые «мужские» вопросы. Со временем я начала замечать улучшения в их поведении, но работа еще далека от завершения.
Зачем я все это говорю?
Я хочу, чтобы папы осознали всю уникальность роли, которую они играют в жизни своих сыновей. Роли, которую ни одна мать никогда не сможет сыграть за отца. Я знала, что не смогу заменить его сыновьям, и не стеснялась признавать это.
Всем супермамам я скажу так: отличная работа! А для отцов, которые читают эту статью и еще не отстранились от семьи, скажу следующее: тем лучше для вас. Если вы будете делать следующие вещи, то для вас еще не все потеряно.
Так, если вы показываете неадекватное поведение вроде необоснованного гнева, направленного на своих детей, то обязаны исправиться еще до того как ваши сыны (и дочери) начнут имитировать это поведение. Обратитесь за помощь к профессионалу, если это необходимо.
Поверьте мне, когда я говорю, что дети учатся общаться с другими людьми, основываясь на том, как их родители ведут себя дома.
Чтобы дома всегда был хлеб на столе, вы каждый день сталкиваетесь со многими трудностями, но это напряжение должно оставаться за порогом дома, когда вы возвращаетесь с работы.
Напоследок хотелось бы сказать, что как человек вы все равно периодически будете злиться. Но если вы хотите помочь своим сыновьям, не позволяйте этой злости поставить под угрозу будущее вашей семьи.
Гнев разрушил мой дом. Не позволяйте же ему разрушить и ваш дом тоже.
С любовью, мама, которая каждый день старается делать все правильно.