С искренней благодарностью за то, что среди моих лучших друзей - немец, казах, белорусс, а среди хороших знакомых все !
*********************************************************************************
...Мы фильмы смотрим вновь с его участьем,
Глянь: на цветном экране – Хачикян.
У зрителей глаза блестят от счастья.
Прости живущих, Фрунзе Мкртчян.
**********************************************************************************
Фрунзе Мушегович Мкртчян (4 июля 1930 года – 29 декабря 1993 года) – советский актёр театра и кино, армянин по национальности.
В 1978 году Фрунзе Мкртчян был удостоен Государственной премии СССР, второй по значимости премии Советского Союза, а в 1984 году получил звание народного артиста СССР.
Народный артист Армянской ССР (1971)
Заслуженный артист Дагестанской ССР (1972)
Лауреат Государственной премии СССР (1978)
Народный артист СССР (18.01.1984)
Фрунзе Мкртчян родился в 1930 году в Армении в городе Ленинакан (сейчас город Гюмри).
Родился в многодетной семье беженцев армян от турецкого геноцида. Родителям Фрунзика было 5 лет, когда они попали в детский дом. В нём они вместе выросли, в 1924 году поженились, а когда в Армении открылся один из крупнейших в Советском Союзе текстильных комбинатов, вместе устроились туда на работу. Отец — Мушег Мкртчян (1910—1961), табельщик, мать — Санам Мкртчян (1911—1970), посудомойщица в заводской столовой. Настоящее имя — Мгер (с армянского - Солнечный), хотя по паспорту писался Фрунзе Мкртчян. Его отец очень сильно уважал полководца Михаила Фрунзе. Вот и назвал своего сына честь него. Брат — Альберт (род. 1937) - режиссёр, сценарист. Сёстры — Рузанна (р. 1943), Клара (1934—2003). Чтобы прокормить большую семью, отец однажды украл небольшой кусок ткани на комбинате, и был осужден на десять лет, после чего семья начала голодать, так как Санам получала за свою работу всего 30 рублей.
В детстве Фрунзик был беспомощным, над ним все смеялись, он был худой, с большим носом. Мальчик прекрасно рисовал, однако ни о какой другой профессии, кроме актёрской, не думал. Квартира Мкртчянов была на втором этаже. На лестничной клетке десятилетний Фрунзик вешал занавес и устраивал перед расположившейся на лестнице детворой моноспектакли. Когда после одного из представлений он вышел на поклоны, то с удивлением заметил, что публики стало больше — маленькие зрители сидели на коленях у своих родителей, которые самозабвенно аплодировали юному гению. Фрунзик никогда не переживал из-за своей внешности. Тем более что сам ничего необычного в ней не видел. А о своём выдающемся во всех отношениях носе даже придумывал анекдоты.
C 1945 года работал помощником киномеханика в клубе текстильного комбината Ленинакана, в свободное время там же играл в самодеятельном драматическом кружке. В 1945—1946 годах учился в студии Ленинаканского театра им. А. Мравяна (ныне Гюмрийский драматический театр им. Вардана Аджемяна). С 1947 года — актёр этого театра. В том, что мальчик одарён чрезвычайно, уже тогда не сомневался никто.
В 1951—1956 годах учился в Ереванском театрально-художественном институте (курс В. Б. Вагаршяна). В Ереване до сих пор с восхищением рассказывают, как 17-летний Мкртчян играл роль 80-летнего старика и никто не мог узнать в сгорбленном старце парня с рабочей окраины. Параллельно с учёбой Мкртчян впервые снялся в кино – он сыграл в фильме Александра Роу «Тайна озера Севан» в небольшом эпизоде. Первый фильм с его участием («В поисках адресата») вышел на экраны в 1955 году. А его полноценный дебют на киноэкране состоялся в 1960 году в фильме Г. Маляна и Г. Маркаряна «Парни музкоманды», в котором он сыграл музыканта по имени Арсен.
С 1956 года — актёр Армянского театра им. Г. М. Сундукяна в Ереване. «Театральный триумф начался у Фрунзика с его первых же ролей, — говорит Альберт Мкртчян — Будучи студентом второго курса театрального института, он получил приглашение в Театр им. Сандукяна на роль Эзопа, которую должен был играть в паре со своим педагогом. После первого спектакля учитель подошёл к Фрунзику, поцеловал его и уступил роль. Кого он потом только не играл в театре, начиная от царя Гвидона и заканчивая Сирано де Бержераком.
Но следующей работы в кино Мкртчяну пришлось ждать пять лет, и ею стала в 1965 году роль профессора Берга в комедии «Тридцать три» режиссера Георгия Данелии. Однако фильм по идеологическим причинам был очень быстро снят с проката. Следующей работой Мкртчяна в кино стала роль в фильме Ролана Быкова «Айболит-66». В эту картину Мкртчян попал благодаря протекции актёра и режиссёра Фрунзе Довлатяна, который предложил Быкову попробовать Мкртчяна на роль одного из разбойников. Актёр был утверждён, и вскоре Мкртчян в роли Бармалея попал в яркую и эксцентрическую троицу разбойников, которая сразу завоевала симпатии зрителей после выхода на экраны в 1966 году.
В последствии за Мкртчяном закрепилось комедийное амплуа, и он с успехом сыграл в таких известных картинах, как «Тридцать три» (1965 г.), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966 г.), «Не горюй!» (1969 г.), «Мимино» (1977 г.), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983 г.).
Кино его тоже сразу полюбило. В том же 1966 году на экраны СССР вышла искромётная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой Мкртчяну досталась роль дяди главной героини Джабраила. По-настоящему суперзвездой Фрунзик стал после роли водителя Хачикяна в фильме Данелии «Мимино». Хотя если верить режиссеру фильма Георгию Николаевичу Данелия, Фрунзика Мкртчяна, точнее, шофёра Рубика могло вовсе не быть. По сценарию главного героя надо было поселить в московскую гостиницу. Номера в те времена были двухместные. Соседом Валико мог стать эндокринолог с Урала или шофёр из Армении в исполнении Фрунзика Мкртчяна. Бросали монету. Выпала решка – Хачикян.
Кстати, массу смешных реплик, ставших поистине народными Фрунзик придумал сам. Сцена допроса свидетеля Хачикяна в суде — абсолютная импровизация актёра. По предложению Мкртчяна режиссёр снял эпизод, в котором герои Фрунзика и Кикабидзе оказывались в одном лифте вместе с двумя китайцами. И один китаец говорил другому: «Как же эти русские похожи друг на друга». По требованию цензуры эпизод из картины пришлось вырезать. Запомнились съёмки «Мимино» и неприятными моментами — Мкртчян начал сильно пить. Несколько раз съёмки приходилось отменять. В конце концов Данелия поставил перед Фрунзиком жёсткое условие — либо алкоголь, либо кино. Несколько дней Мкртчян не притрагивался к спиртному. А потом пришёл к режиссёру и грустно сказал: «Я понял, почему миром правят бездарности. Они не пьют и с самого утра начинают заниматься своей карьерой».
«Считал ли Фрунзик себя реализованным? Нет, конечно. Только дурак будет так думать. Отец не дожил до славы сына. А вот мама успела. Она очень любила Фрунзика. Мы — я и наши две сестры — даже обижались на неё. Но мама говорила, что мы и без того боевые, а вот Фрунзик — беспомощный. Когда брат был уже очень популярен, он приезжал домой, вставал под душ и звал маму. Она приходила и мыла его. Была такая музыка матери и сына,- вспоминал Альберт Мушегович.- К славе он относился спокойно и никогда не страдал звездной болезнью. Но люди бурно реагировали на «живого» Фрунзика, что было равносильно вторжению на личную территорию. Каждый прохожий в Ереване считал его родным человеком. Однажды мы спустились в московское метро и смогли проехать только одну остановку - с аплодисментами».
Популярность Фрунзика Мкртчяна росла с каждым фильмом, в котором он снимался. Однако личная жизнь актёра складывалась не так гладко. В первый раз он женился совсем молодым и довольно быстро развёлся. Вторую супругу, Данару, Мкртчян встретил в середине 50-х, когда она приехала в Ленинакан поступать в театральный институт. Фрунзик и Данара поженились и стали вместе работать в ереванском театре им. Сундукяна.
У пары родилось двое детей — сын Вазген и дочь Нунэ. Актёр их обожал, из каждой поездки привозил массу игрушек. Но чаще всего он тут же отнимал их у детей и начинал играть сам. «Ему все было интересно, — говорит Альберт.— Как устроены, например, игрушечные голуби, которые взлетают в небо и потом возвращаются к тебе в руки. Фрунзик разбирал их, пытаясь понять устройство механизма. И, разумеется, потом не мог собрать обратно. Он до конца жизни чему-нибудь удивлялся. Не мог, например, понять, как работает телевизор. Как это фильм из Америки доходит до Еревана. Разбирал приёмник, раскручивал всё, а потом даже мастер не мог ничего починить».
Казалось, личная жизнь Мкртчяна наладилась, но внезапно Данара серьёзно заболела. Данара всюду сопровождала мужа. В «Кавказской пленнице» она сыграла жену водителя товарища Саахова, которая печально рассказывает герою Юрия Никулина о местных обычаях — похищении невест. С каждым днём поведение Донары становилось все более и более странным. Она устраивала мужу жуткие сцены ревности. Наконец, Фрунзик не выдержал и по совету друзей обратился к врачам. Приговор медиков оказался страшным — шизофрения. Когда усилия местных специалистов оказались бессильны, Донару отправили в психиатрическую клинику во Франции.
Дочь Нунэ к этому времени вышла замуж и уехала с мужем в Аргентину. Смыслом жизни Фрунзика стал сын Вазген. Однако поведение юноши тоже стало настораживать отца. Вазгена показывали лучшим врачам-психиатрам, которые, увы, ничего не смогли сделать. Мальчику по наследству передалась психическая болезнь матери. Рассказывают, что, когда Вазгена на какое-то время поместили в ту же французскую клинику, где находилась Донара, они даже не узнали друг друга.
«Был ли он замкнутым человеком? — рассуждает Альберт Мушегович. — Нет, он же жил среди людей. И в то же время жил один. Однажды его спросили, почему он один ходит по ночным улицам, Фрунзик удивился: «Почему один? Кошки ходят, собаки. Так что я не один». Он был удивительно тонким и добрым человеком. Даже чересчур добрым. Все имели к нему претензии, а он ни к кому их не имел. Фрунзик был настоящим народным депутатом, неофициальным, разумеется. Помог тысячам людей. Ему же никто не мог отказать…»
В качестве театрального режиссёра Мкртчян ставил спектакли в Армении и за рубежом. В последние годы жизни Фрунзик отказался от кино, сосредоточив все силы на создании своего театра (ныне — Ереванский артистический театр им. Фрунзе Мкртчяна). «28 декабря 1993 года я весь день провёл у него дома, — рассказывает Альберт Мкртчян.— Мы сидели, разговаривали об искусстве. Фрунзика интересовало только это. Помню, он в очередной раз поставил кассету с «Адажио» Альбиони, которое собирался использовать в своём следующем спектакле. Потом я уложил его спать и на несколько часов поехал домой.
Было пять вечера. Добравшись до дома, я тут же принялся названивать Фрунзику — у меня было какое-то недоброе предчувствие. Хотя и понимал, что это невозможно — телефон Фрунзика был неисправен, и с него можно было только звонить, а не принимать звонки. А в семь вечера мне позвонили и сказали, что Фрунзика больше нет. Ему стало плохо, и «скорая» уже ничего не могла сделать. Инфаркт. Ему было 63 года…
Прощание с ним происходило 31 декабря 1993 года.
Тысячи людей шли за гробом Мкртчяна, провожая его в последний путь.
Похоронен в Пантеоне гениев армянского духа в Ереване.
После смерти Фрунзика его душевнобольного сына усыновил брат актёра Альберт.
Вазген Мкртчян умер в 2004 году от цирроза печени в возрасте 33-х лет.
Нунэ Мкртчян умерла после серьёзной операции в 1998 году, всего на 5 лет пережив своего отца.
Сейчас из брата начинают делать легенду, расказывая то, чего не было. Говорят, что его здоровье подорвала гибель в автокатастрофе дочери. На самом деле Нунэ умерла через пять лет после того, как не стало Фрунзика. У неё была опухоль матки, ей сделали удачную операцию. Нунэ сидела в своей палате вместе с мужем, и у неё оторвался тромб. Вазгена после смерти брата я усыновил. Но его тоже не стало. Цирроз печени. 33 года ему было.
Трагичная ли была у Фрунзика жизнь? А у какого большого художника жизнь не трагична? Это, наверное, плата за тот талант, которым их наградил Господь. Фрунзик, конечно, понимал, какой он актёр. Но никогда не показывал это. Потому что он был Человек с большой буквы, как писал обожаемый им Горький. Кто после него остался? Народ, который его обожает. Я остался, наша младшая сестра, наши внуки. Так что род Мкртчянов продолжается. Кто-нибудь из него обязательно будет таким же талантливым, как Фрунзик».
Фрунзик желал смерти, он рвался к ней, он мечтал о ней, жестоко гася в себе жизненные инстинкты. Его не время погубило и не пристрастие к вину и табаку… Нет, он сознательно шёл к своей погибели, не имея сил пережить болезнь сына и жены — огромное семейное горе.
… Актёр от начала до конца. Мы, коллеги, стояли за кулисами, смотрели и ждали, что нового он сегодня сделает в роли. Мы знали: он обязательно будет импровизировать, и это была гениальная импровизация. Поразительно, какая у него была находчивость. Он мог рассмешить целый зал. Я помню его спектакли, которые начинались гомерическим хохотом в зрительном зале, и этот хохот продолжался все представление. Вообще Фрунзик был удивительным человеком — день начинал с песни и был счастлив. С другой стороны, в нем всегда жило ощущение какой-то трагичности…
… Человек приходит в этот мир с охапкой хвороста и его задача — сжечь её до конца, чтобы она не превратилась в тлен. К сожалению, Фрунзик не смог все это сжечь, а там было очень много огня. Потеряли мы очень много тепла Фрунзика.
Настоящий комедийный актёр, где-то во втором своем плане трагичен. Такими были Евгений Леонов, Андрей Миронов, Юрий Никулин, и конечно же, Фрунзик Мкртчян… У армян есть фраза: «Возьму твою боль». Это высшее проявление человечности. Во мне во многом это осталось от Фрунзика.
Долгие годы с этим популярнейшим артистом дружил наш постоянный автор фотохудожник Георгий ТЕР-ОВАНЕСОВ. Однажды Фрунзик признался: «Жорж был по жизни моим старшим братом и духовным наставником». После беседы с корреспондентом «ЭГ» Георгий Макарович сказал:
- Так я хочу поклониться и отдать дань памяти своему доброму другу!
На фото: Е. Евстигнеев, Ф.Мкртчян, Г.Тер-Ованесов 1968.
- Георгий, где и как вы познакомились с Мкртчяном?
- Дело было в середине 60-х годов. Иду как-то по коридору «Мосфильма» (приехал по заданию журнала «Советский экран»). Навстречу Фрунзик. То, что в Армении появился самобытный актер, к моменту нашей встречи я уже знал, как и то, что Леонид Гайдай подбирает актеров для "Кавказской пленницы". "Минуточку, дорогой, вы-то мне и нужны", - говорю. Тот опешил от удивления
Так началась наша дружба. Приезжая в Москву, Фрунзе обычно жил у меня. Я и «посватал» Мкртчяна на известную всем роль лица кавказской национальности - родного дяди "студентки, спортсменки, комсомолки и просто красавицы", которую сыграла Наташа Варлей. Помнишь, как виртуозно герой продал собственную племянницу в жены товарищу Саахову?
- За холодильник «Розен Лев», двадцать баранов и бесплатную путевку… в Сибирь?
- Так изысканно торговаться мог только Фрунзик, потому что его природный талант проявлялся буквально во всем. Однажды, прилетев в Ереван, схожу по трапу самолета и вдруг вижу: навстречу парадным строем идет пионерский отряд. Как положено, с горном, барабанами, букетами цветов. Думаю, наверное, какую-то знаменитость встречают. Нет, подходят почему-то ко мне, вручают цветы, произносят торжественные слова. Поднимаю глаза и вижу в окне аэровокзала расплывшуюся в белозубой улыбке лукавую физиономию Фрунзика с друзьями. Такие проказы он вытворять умел.
- Правда, что Фрунзе был чуть ли не национальным героем Армении?
- Он часто говорил: «Мне не нужны никакие документы и деньги! Меня и так везде узнают и принимают». У Фрунзика было два паспорта. В одном было написано «Мгер Мкртчян». В другом - «Фрунзе Мкртчян». Вторым документом, который ему сделали друзья, он очень гордился. Но ни тем, ни другим почти никогда не пользовался. Как-то мы отправились с Фрунзиком навестить приятеля, которого посадили. Приезжаем в колонию. Размещаемся неподалеку в открытом ресторане. Фрунзик ненадолго уходит и вскоре приводит «виновника торжества» вместе с начальником тюрьмы. «Ребята, - говорит начальник, - чтоб к отбою ваш друг был в зоне». Сам уходит. Расстались мы с другом только под утро. Кому еще, кроме национального героя, отдали бы на поруки зэка?
-Откуда у Мкртчяна такое странное имя - Мгер?
- Под этим именем его крестили. По-армянски оно означает - Светлый, солнечный.
- Тогда почему появилось другое имя - Фрунзе?
- Его отец, как многие люди прошлого поколения, был заражен революционной романтикой. Образ советского полководца Фрунзе считался в семье по-настоящему культовым. Поэтому первенца так и прозвали.
Отец, кстати, не хотел, чтоб сын был актером. Может, потому, что Фрунзик прекрасно рисовал в детстве и подавал большие надежды. Мог бы стать хорошим художником!
- Откуда Мгер-Фрунзе родом?
- Родился он 4 июля 1930 года в многодетной семье беженцев от турецкой резни - простых рабочих текстильного комбината в славном городе Ленинакане, который сейчас называется Гюмри. Мама работала уборщицей, отец - чернорабочим. Жили бедно. Выкручивались, как только могли. Что делать, даже воровать приходилось. За кражу пяти метров бязи отцу Фрунзика дали десять лет тюрьмы. Сидел он в лагерях под Нижним Тагилом, валил лес.
Уже будучи актером, Фрунзе поехал однажды навестить родителя. Повез ему теплые вещи, продукты. Попав в незнакомый город, парень растерялся. И было с чего: ночевать негде. Что делать, куда идти - не знает. С расстройства зашел в какую-то пивнуху. Разговорился за кружечкой с местными работягами. Те помогли устроиться на ночлег и добраться до лагеря. Слава богу, отца вскоре выпустили по амнистии.
- Когда вы познакомились, у него была семья?
- Да, он тогда работал вместе с женой, прекрасной актрисой Данарой Мкртчян в Ереванском академическом театре драмы имени Сундукяна. У них росла дочь с огромными красивыми глазами, похожими на отцовские. Звали ее Нунэ. Позже она вышла замуж за студента из Аргентины и уехала с мужем на его родину. К несчастью, девушка погибла в автомобильной катастрофе.
Беды в семье Фрунзе начались с той поры, как неожиданно тяжело заболела жена. Психическое расстройство, связанное с нарушением эндокринной системы, не позволило ей работать. Дома творился ад. Жена металась из угла в угол, на почве тихого помешательства ревнуя мужа к каждой женщине, увиденной вместе с ним на экране. Пришлось поместить Данару в психиатрическую клинику во Франции.
Та же болезнь передалась и его сыну Вазгену. Перепробовав все средства местной медицины, Фрунзе вынужден был повезти его в Париж. Но и тамошние медицинские светила сделать ничего не смогли. Высокого, красивого мальчика отправили в ту же психиатричку, в которой лежала мать. Болезнь с каждым днем прогрессировала. Встречаясь иногда в коридорах, мать и сын даже не узнавали друг друга. Несчастная Данара мучается до сих пор. Вазген скончался год тому назад.
- Но у Мкртчяна, кажется, была еще одна супруга?
- Да, талантливая актриса, дочь председателя Союза писателей Армении Грачьи Оганесяна - Тамара, необычайной красоты женщина. К тому времени Фрунзе получил в центре Еревана шикарную 4-комнатную квартиру.
Он очень любил свой город. Можно даже сказать, Фрунзик был его племянником. После гастролей, съемок в кино сразу же старался вернуться домой.
Популярность Мкртчяна стала приобретать немыслимые масштабы. По крайней мере, выйти из дома часто бывало невозможно: поклонницы одолевали.
- Впечатляющая внешность вашего друга, солидный нос, похоже, лучше магнита притягивали к нему представительниц женского пола?
- Удивительно, но к такому, казалось бы, не слишком красивому мужчине женщины просто липли. Причем независимо от их возраста. Но как настоящий джентльмен все свои любовные похождения он держал в тайне. Хотя романчиков на его век выпало немало.
Да и пообщаться с простыми работягами, посидеть, как говорится, "за верстаком" с рюмочкой никогда не отказывался.
- Выпить, значит, был не дурак?
- Пил он много. Были даже проблемы с печенью. Но никогда в жизни не зашивался. Хотя от алкоголизма лечиться пытался. Ехали как-то вместе на съемки фильма «Хатабала». По дороге завернули перекусить в уютный ресторанчик. «Водки нет, не привезли еще, Фрунзик-джан», - подбежал озабоченный официант. «Ну давай вина, что ли», - тут же расстроился Фрунзик. Выпив большой фужер, серьезно так произносит: «Какие ж мы идиоты! Зачем губить себя водкой? Пора с этим кончать. Надо переходить на вино».
Тут, видим, к ресторанчику подъезжает машина, и рабочие начинают выгружать из нее ящики с водкой. Фрунзик берет пару бутылок, наливает полные фужеры и заявляет: «Чтоб я когда еще выпил эту кислятину, говно - вино!» Водочки мы попили тогда в охотку.
Садясь за руль, пьяный вдрабадан Фрунзик вдруг становился совершенно трезвым и лихо управлял автомобилем на крутых серпантинах горных дорог. Зато, приехав в гараж, мог положить голову на руль и проспать так до самого утра. Надо признать, он никогда не обращал особого внимания на свою одежду. Пришлось помочь ему сшить парадный костюм с жилеткой из синей английской ткани. В нем он даже снимался в фильме Эдмонда Кеосаяна "Мужчины".
- Коллегам не завидовал?
- Мкртчян был очень скромным человеком. Помногу не разглагольствовал. Большие дела делал тихо, без помпы. Незадолго до смерти он начал создавать собственный драматический театр. Но после его ухода из жизни все развалилось.
- Фрунзе Мушегович любил розыгрыши, анекдоты?
- Особенно о себе. Помню розыгрыш, который неожиданно «закатила» на концерте его приятельница Алла Ларионова, задав зрителям провокационный вопрос: «В фамилии какого известного актера советского кино пять согласных букв подряд?» В зале - полнейшая тишина. В это время Фрунзик стоял за кулисами и умирал со смеху. Когда актер вышел на сцену, народ уже все понял и во всю держался за животики.
- У него остались родственники?
- В Ереване живет младший брат Альберт. Он режиссер, народный артист Армении. Были еще две сестры. Старшая Клара уехала в Канаду и там умерла. Рузанна живет в Америке.
- Как ушел Фрунзик из жизни?
- Шел конец 1993 года. Приехав домой из Парижа, где эскулапы фактически поставили крест на жизни его любимого сына, Фрунзе попал в голодный и холодный, блокадный город. На родине ждала еще одна страшная весть - на днях похоронили его лучшего друга, народного артиста Армении Азада Шеренца. С горя Фрунзик запил. Его нашли мертвым в холодной квартире. Он стоял, обняв постамент, на котором находились комнатные часы, словно хотел остановить отпущенное для жизни время…
Фрунзика хоронил весь город. Света на улицах не было. Стоявшие на обочинах машины фарами освещали темные мостовые. Десятки тысяч людей с зажженными свечами провожали его в последний путь.
В создании поста использованы материалы с ресурсов: http://zobxan.narod.ru/ и http://3d-shka.livejournal.com, фотографии гдето с просторов, некоторые коллажи мои.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?