Сколько бы внимания ни уделялось «Оскару» и его лауреатам, премия эта остается всего лишь оценкой единичных творческих проявлений в огромном мире кино, зачастую не подчиняющейся логическому обоснованию. Премия эта ни в коем случае не дает преимущество в будущем и никак не страхует получивших ее героев от ошибок и даже провалов в будущем. Причем правило это одинаково справедливо и к выскочкам, раз в жизни номинированным или отмеченным статуэткой, и к мастерам, награжденным неоднократно. Дэмиену Шазеллу впору забеспокоиться – его отметили главной режиссерской наградой уже за третий полнометражный фильм, и тем сложнее будет продолжать на столь же высоком уровне. Вместе с порталом Film.ru мы вспомнили несколько примеров того, как величайшие в истории кино постановщики после получения «Оскара» выдавали картины, далекие от совершенства. И «Оскаром» эти провалы не прикрыть.
Кевин Костнер – Почтальон (1997) / The Postman
Один из шести постановщиков, получивших режиссерский «Оскар» за свою дебютную картину, Кевин Костнер и его «Танцующий с волками» навсегда будут вписаны в золотые скрижали истории кино, но и история провалов этого актера и режиссера заслуживает отдельной статьи в энциклопедии киношных глупостей – после своего триумфа он стремительно покатился вниз. Самой главной проблемой для Костнера-режиссера стало патологическое нежелание сокращать свои фильмы, придавать им законченную форму и четкое очертание. Что «Водный мир», где Костнер режиссировал из тени, что «Почтальон» растеклись мысью по древу – их хронометраж угнетает, расхлябанность заставляет зевать, спущенные в мусор бюджеты ужасают. И это одновременно с кэмероновским «Титаником»! Костнеру стоило отдать свой «Оскар» обратно.
Оливер Стоун – Александр (2004) / Alexander
Отмеченный режиссерскими «Оскарами» за «Взвод» и «Рожденного четвертого июля» Оливер Стоун всегда был политизированным постановщиком. Это не хорошо и не плохо, просто уместно это не всегда, не в каждом проекте. Когда Стоун говорит со зрителем через «Уолл-стрит», «Выстрелы в Далласе» или «Прирожденных убийц», понятно, что эти картины должны быть пронесены через определенное мировоззрение, но «натягивать» сову современного мироустройства на глобус истории Древнего мира – это перебор. «Александр» получился скучным и невнятным не потому, что в нем мало эпических битв, обнаженной Анджелины Джоли или Джареда Лето, фильм безумно тускл и безжизнен. Порой создается впечатление, что вы смотрите даже не документалку, а скучную лекцию со слайдами вместо кино – настолько фильм однообразен и уныл. Даже тот факт, что Стоун перемонтировал «Александра» четырежды, говорит о многом – режиссер и сам не знал, чего хочет. Лучше бы бросил его на препродакшене, чем плестись в хвосте «Трои», энергичной и удалой.
Энтони Мингелла – Вторжение (2006) / Breaking and Entering
Свой «Оскар» Энтони Мингелла получил в 1997 году за «Английского пациента», в котором выступил не только постановщиком, но и сценаристом, – картина действительно заслуживала всяческих похвал. Да и последующие работы режиссера немногим уступали отмеченной призом картине: «Талантливый мистер Рипли» стал классикой жанра, а «Холодной горе» только серьезная конкуренция не позволила стать триумфатором 2004 года. А вот в 2006-м что-то сломалось, Мингелла снял драму «Вторжение», слишком рыхлую, чтобы задеть душу и патологически скучную, чтобы увлечь сюжетом. В попытках развернуть историю одного ограбления в сторону социального портрета общества автор растерял все сильные стороны своего таланта. Особенно обидно то, что для Энтони Мингеллы «Вторжение» стало последней большой работой в кино – весной 2008 года режиссера не стало.
Рон Ховард – Код Да Винчи (2006) / The Da Vinci Code
«Код Да Винчи» – картина, к откровенной слабости которой никто не был готов. У руля Рон Ховард, пять лет назад получивший режиссерский «Оскар» за «Игры разума», в ролях талантливейший Том Хэнкс и обаятельнейшая Одри Тоту, в основе роман-бестселлер Дэна Брауна. Что могло пойти не так? Что-то пошло, и пусть сборы картины в кинотеатрах не вводят вас в заблуждение, равно как и два сиквела, еще более скверных, чем фильм 2006 года. «Код» – безусловный режиссерский провал, это фильм, который одновременно желает быть ураганным блокбастером и сложной камерной головоломкой. В итоге Ховард не добивается ни того, ни другого – картина утопает в псевдонаучных деталях, бестолковых поворотах сюжета и глупости персонажей. Мы отлично знаем, какой накал драмы умеет устраивать в своих лентах Рон Ховард, как он умеет работать с актерами и героями, в «Коде Да Винчи» нет и толики того, что есть «Аполлоне-13» или «Нокдауне». Грустно.
Стивен Спилберг – Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа (2008) / Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
Даже имея в фильмографии свыше тридцати картин, Стивен Спилберг умудряется поддерживать средний уровень своих фильмов на уровне гораздо выше среднего. Тем обиднее, что едва ли не единственным его творческим провалом стала картина, три предыдущие части которой были почти идеальны, а вышла в прокат она тогда, когда все были уверены, что лучше режиссера не найти. Мы говорим о четвертом «Индиане Джонсе». У Спилберга к выходу этого недоразумения было два «Оскара» за «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», при том что «Парк Юрского периода», «Челюсти» и «Инопланетянин» заслуживали призов не меньше. Отсюда грандиозное разочарование – великий режиссер возвращается к герою, вдохновившему миллионы людей, и… со свистом «лажает». «Королевство хрустального черепа» и в подметки не годится оригинальной трилогии, нет в ней ни той удали, ни того духа авантюризма, каким дышал Инди в 1980-х. Спилберг, конечно, репутацию вернул – «Боевой конь», «Линкольн» и «Шпионский мост» стерли воспоминания о провале. Но и на франшизе поставлен крест, как бы ни хотелось иного Disney.
Питер Джексон – Милые кости (2009) / The Lovely Bones
Принесшая Питеру Джексону «Оскар» трилогия «Властелин Колец» сыграла с постановщиком злую шутку – он посчитал, что ему подвластна экранизация любой книги, и моментально поплатился за это. Не то чтобы роман «Милые кости» было совсем невозможно перенести на большой экран, но его адаптация требовала кропотливого серьезного подхода. Джексон же решил действовать «в лоб», снял кино едва ли не дословно, не отступая от строения литературного произведения. Получилось скверно – кино имеет рваный темп, часто отвлекается на несущественные детали, все то, что работало в книге, работать перестало, а нового в фильме не появилось. Плюс ко всему картина невероятно затянута, из «Костей» смело можно было вырезать больше получаса «воды». Неудивительно, что Джексон вернулся в Средиземье при первой возможности.
Клинт Иствуд – Потустороннее (2010) / Hereafter
Серо-голубой постер к фильму Клинта Иствуда «Потустороннее» говорит не столько о присутствии в сюжете сверхъестественных и мистических мотивов, сколько о холодности и безэмоциональности картины. Пафосное рассуждение о смысле жизни и значении смерти Иствуду явно претит, его конек – истории живые и приземленные. Три новеллы, герои которых обязаны сойтись в одной точке, расползаются в разные стороны, словно магниты с одинаковыми полюсами, даже удивительно видеть столь слабую режиссерскую работу у человека, известного глубиной своих драм. Да, в карьере Клинта есть картина «Космические ковбои», но «Потустороннее» – все-таки кино из другой эпохи, из эры «Гран Торино» и «Флагов наших отцов», «Подмены» и «Снайпера». Это в конце концов фильм, вышедший через пять лет после «Малышки на миллион»!
Мишель Хазанавичус – Поиск (2014) / The Search
Стилизованная черно-белая немая драма «Артист» продемонстрировала ранее не слишком заметный талант Мишеля Хазанавичуса – этот режиссер оказался прекрасным рассказчиком. Пользуясь исключительно визуальными приемами, он продемонстрировал тонкую, ироничную историю любви и поиска своего места в жизни. Тем неожиданнее было увидеть, что последовавшая за «Артистом» драма «Поиск» лишена всего, что делало «оскароносную» картину по-настоящему великой. Нет ничего плохого в том, что режиссер пробует себя в ином жанре, стиле и манере подачи, но «Поиск» – военная драма, абсолютно лишенная эмоций и старания соединиться с настроением зрителя. Картина получилась прямолинейной и манипулятивной, смотреть ее не столько тяжело, сколько скучно – она неинтересна прежде всего самому Хазанавичусу, и это серьезно. По крайней мере, после «Поиска» режиссер все еще не может оправиться.
Барри Левинсон – Рок на Востоке (2015) / Rock the Kasbah
Свой первый и единственный «Оскар» Барри Левинсон взял в далеком 1989-м за блестящую драму «Человек дождя», подарившую нам едва ли не лучшие роли в карьере Тома Круза и Дастина Хоффмана. После этого фильмография Левинсона наполнилась картинами самого разного уровня, всех возможных жанров и различных бюджетов, но все они так или иначе держались на уровне. Не наградном, но достойном. Пике случилось совсем недавно – в прокат вышла музыкальная комедия «Рок на Востоке», фильм, в котором нет ничего из того, за что бы любим автор «Доброе утро, Вьетнам», «Плутовства», «Сферы» или даже «Залива». «Рок» – это самые бездарно проведенные минуты у экрана, картина лишена даже минимального хребта, в кадре происходит что-то, ничуть не трогающее зрителей, а потом кино просто заканчивается. На сто процентов состоящий из стереотипов и клише «Рок на Востоке» стыдно сравнивать с другими работами именитого автора, лучше забыть, как страшный сон.
Энг Ли – Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча (2016) / Billy Lynn's Long Halftime Walk
На протяжении долгих лет Энг Ли демонстрировал в кино чудеса визуальных находок, помноженных на драматическую составляющую, что не могло остаться незамеченным зрителями и критиками. Вершиной творческого пути тайваньского постановщика стала камерная, но в то же время пышная «Жизнь Пи», заслуженно принесшая Ли второй режиссерский «Оскар». Но уже следующая его работа оказалась заметно слабее предыдущих. Увлекшись формой, а «Долгая прогулка Билли Линна в перерыве футбольного матча» снята в уникальном формате 120 кадров в секунду, Ли совсем забыл о содержании: картина в результате получилась рыхлой, персонажи – растерянными, а зрительское внимание в ней умирает на первых же минутах. Результаты проката говорят сами за себя – лента не отбила даже весьма скромный по нынешним временам 40-миллионный бюджет.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?