Речь пойдёт об Авиве Ландау. До начала Второй мировой она, её сестра Хадасса, папа Давид и мама Женя жили в Юзевуфе в своём доме. Семья была состоятельной, но всё изменилось в 40-м, когда в Польшу нагрянули фашисты, ведшие ожесточённую борьбу с евреями и уничтожавшие их.
Давид Брахфельд продал почти всё имущество, чтобы содержать семью. Он расплачивался драгоценными камнями за хлеб, тайно получал лекарства, отправляемые по каналам канализации.
В 43-м шестилетняя Авива чуть не погибла. Всех евреев немецкие солдаты направляли из гетто в концлагерь, находившийся рядом с Треблинкой. Девочку и её отца забрали первыми, сестре и матери велели ждать. Папа Давид заплатил военному немцу за сокрытие дочери, но тот обещания не выполнил. Авиву спасло чудо: другой солдат, которому также дали огромную взятку за спасение другого ребёнка, перепутал детей.
Позже взрослые помогли Авиве отыскать сестру. О местоположении родителей ничего известно не было, но папа позаботился о дочерях и связался со знакомыми, отдал последние сбережения за спасение девочек. Их приютила Анна Неклаус – невероятно смелая и самоотверженная женщина, пережившая революцию и две войны.
Авива получила новое имя Зося и поддельное свидетельство о рождении. Отцовские деньги вскоре закончились, но Анна не бросила ребёнка, содержала на собственные сбережения, укрывала от немцев. Однажды фашисты ворвались в дом женщины, но та невозмутимо соврала, что её племянница Зося больна и заразна, поэтому солдаты не стали приближаться к ней.
Сын Неклаус Богдан однажды выкрал у одного из немцев штык, за что был посажен в тюрьму. Анна сделала всё, чтобы спасти наследника, дала взятку самому главе варшавской полиции Францу Кутчеру, но того внезапно убили. В 44-м фашисты узнали о своей близившейся участи, поэтому в отместку расстреляли заключенных, в том числе Богдана.
Когда в польской столице стали проверять всех, Анна, опасаясь за жизнь Авивы, отправила её к родне, чтобы девочка выжила и дождалась окончания войны. После победы СССР родители чудом сумели найти двух дочерей, и эта семья стала единственной, пережившей события в варшавском гетто и сумевшей выжить в полном составе. Но дети забыли отца и мать, буквально привыкали к ним заново.
Спустя пятнадцать лет после окончания войны Анна начала слать письма девочке, называла её маленькой Зосей. Она писала, что удочерила бы Авиву, если бы та не воссоединилась с родителями. Также Неклаус рассказывала о своём бедственном положении. Семья Брахфельдов высылала ей деньги и фрукты, не зная наверняка, доходят ли посылки до адресата. За 14 лет было получено пять писем от Анны, потом женщина перестала выходить на связь.
Только в сентябре 2021-го, спустя долгих 78 лет Авива решила разыскать родных своей спасительницы. Но известно было немного: лишь приблизительный период рождения (с 1890 г по 1900 предположительно), имя с фамилией и адрес в Козенице.
Внучка Авивы за несколько дней до поездки бабушки решила помочь. Гал Штерн опубликовала запись в соцсети, и на неё откликнулась некая Агнешка Янечек, представившаяся племянницей Неклаус. Авиву позвали в гости, где она смогла увидеть лично дочь Анны и других членов семьи своей спасительницы.
Встреча получилась трогательной, Авива не держала слёзы. Она в память об Анне назвала её именем правнучку, а ещё передала данные о героическом поступке Неклаус в музей, посвящённый Холокосту. Анны давно нет в живых, но она жива в сердцах Авивы и её родных.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?