Говорят, вкусовые пристрастия формируются с детства, причем на это формирование очень влияет социум, преобладание тех или иных продуктов в свободном доступе, их цена, трудозатраты на приготовление, культурные (а не только кулинарные) традиции общества.
Вот взять, хотя бы, блины. Мы же их едим не только потому что блины — это сытно (и нам— вкусно). Есть Масленица, традиции которой именно блины готовить и поедать обязывают. При этом блины в том или ином виде встречаются в кухнях всего мира. Но не надо пытаться накормить иностранца нашими масленичными блинами: многие только от их вида приходят в ужас. Доводилось мне таких встречать.
Я же, например, ни за что не будут пробовать столетние яйца… Или яйца с зародышами. А вот в Китае столетние яйца с удовольствием трескают, говорят — вкусно. А хакарл? Меня только аромат его убивает — прямо на подлете.
Самое забавное, вкусовые пристрастия меняются очень быстро — если направление развития их совпадает с основным культурным и кулинарным вектором (коряво выразился, ну да ладно). Вот столетние яйца с хакарлом у нас пока не прижились, а всякие суши-роллы, трансформированные под местные реалии, гамбургеры (ну обычная же котлета в булке, да с овощами), сандвичи — те пожалуйста, в обиход вошли прочно.
И вот уже современные дети в ужасе задирают брови, когда им начинаешь рассказывать о перекусах советских времен и кричат в ужасе
-Как вы это ели?
Я, помнится, однажды задал такой вопрос приятелю со двора — он выскочил гулять с огромной горбушкой черного хлеба, посыпанной сахаром и политой растительным маслом.
Нечто подобное частенько сооружал я себе, правда, использовал батон.
-Вкусно, попробуй! — предложил он.
Ну, опробовал, конечно, и в самом деле вкусно!
Потом на черный хлеб мы часто мазали варенье из черной же смородины. Вот не знаю, почему, но именно такое сочетание нравилось больше всего.
А помните «сэндвичи» из печенья, когда одна печенюха намазывалась сливочным маслом и прикрывалась второй? Самые продвинутые могли добавить в серединку варенья, но есть было неудобно — выдавливалось оно. Так вот, я как-то предложил такой «сэндвич» сыну попробовать, он на меня посмотрел с высокомерием чутка подзаевшегося современного ребенка — мол, вы что, там же даже шоколада нет!
Я ему говорю — вкусно, он мне ответ: это вам в те голодные времена вкусно было.
Хм. Я вот, например не могу сказать, что времена были голодные. Оченно даже сытые. Но другим сытые.
Мы могли слопать с теплым еще хлебом из соседней булочной банку бычков в томатом соусе. Это консерва такая рыбная, и бычки — рыба, а не говядина (вдруг кто не знает). У приятеля же как-то попробовал тюрю — интересное блюдо из размоченных сухарей, которые собственноручно сушил его дед. Сухари были заправлены лучком, чесноком, зеленью, растительным маслом и уточкой уксуса. В общем-то — классика русской кухни, вернее, один из вариантов старинного русского блюда.
Так ведь предложи его сейчас — народ руками махать начнет, мол, за кого это вы нас принимаете. В советские времена тюря уже экзотикой была — ее только старики помнили. Так что вот как раз пример эволюции, как кухни, так и вкусовых пристрастий.
А вы что-то такое эдакое припоминаете? Чтобы раньше — вкусно было, а сейчас — не поймут?
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?