Если при взгляде на картину мастера Рубенса у вас в голове не возникают похабные мысли разного рода, о которых не принято говорить в приличном обществе (и в комментариях), то поздравляю - вы истинный римлянин, либо же большой ценитель искусства. Как раньше я мог не замечать этой картины, честно говоря, не знаю, ибо этот античный сюжет пользовался невероятной популярностью у европейских художников, настолько невероятной, что в одном худ. блоге я насчитал... а ладно, сбился со счета на 36, подозреваю, что всего было около 50 картин и гравюр. Кстати, картина Рубенса "Отцелюбие римлянки" (так называется сюжет) была выкуплена Екатериной II и в данный момент находиться в Эрмитаже. Через 18 лет Рубенс нарисовал еще одну.
"Кимон и Перо" . Рубенс
Фреска в Помпеях
Маттиа Прети
Дирк ван Бабюрен
Ну и так далее... В чем сюжет? История римлянки и ее отца корнями уходит в начало императорского Рима (I век н.э.). Некий Кимон/Цимон (где-то встречал и Конон) был приговорен правосудием к голодной казни, остатки своих дней он проводил в тюрьме. Родственники имели право его посещать, запрещено было лишь мешать исполнению приговора, то есть кормить. Дочь Цимона Перо не могла смотреть, как умирает отец, а поскольку она недавно родила, то решение оказалось само под рукой.
Перо начала тайно подкармливать отца грудным молоком. Все шло хорошо, пока стража не начала задаваться вопросом - а почему же это узник оказался таким живучим. Проследили за посещением Перо, история вылезла наружу. Об этом было доложено начальству и... Цимона освободили. Изначально судьи стали перед вопросом - насколько легальна акция дочери? Ведь, что ни говори, но Перо спасает преступника, мешает римскому правосудию. В итоге судьи решили, что милосердие и любовь стоит выше закона - дочь оставили в покое, отца отпустили
Жан-Батист Грез
Эту историю приводит нам римский писатель и ритор Валерий Максим, человек, скажем так, не безызвестный. Причем не одну историю, а сразу две, правда, с незначительными отклонениями: 1) во второй истории место отца заняла мать, 2) на голодную смерть она была обращена своим палачом, тот не хотел лично ее убивать. А дальше, как и в первой - свобода для узника и восхищение судей поступком дочери.
Кто такие - Цимон и Перо?
"Семь деяний милосердия" Караваджо
Сам автор не уточняет кем был старик Цимон и за что был приговорен к смерти. В истории, где присутствует мать, говориться, что та была из рода патрициев, но ее имя не приводиться в тексте. Про Цимнона нам известно лишь то, что он был обречен на голодную смерть, а это априори поднимает его социальный статус, возможно, он также был патрицием. Раба, плебея или вольноотпущенника замучили бы куда более интересным образом. Перо же... просто девушка, которая спасла своего отца. Ее поступком восхитились в равной степени, как и древние римляне, так и европейские художники. В "Семи деяниях милосердия" Караваджо можно увидеть Перо и отца. Кстати, из семи актов милосердия она исполняет сразу три: кормит голодного, поит жаждущего и посещает узника в темнице.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?