Увидев один раз это лицо – уже не забудешь его никогда. Она была необыкновенной красавицей и женщиной исключительного достоинства и преданности. В наш суетный век это огромная редкость!
Лидия Владимировна родилась в 1923 г. в Харбине в семье потомка грузинского княжеского рода Циргвава - Владимира Циргвавы, военнослужащего и дочери мещанина Лидии Павловны Фоминой. Девочка росла в грузинской общине, в окружении родственников и друзей семьи, но безоблачное детство закончилось, когда Лидочке было 10 лет - умер отец. Вскоре Лидия Павловна переехала с дочерью в Шанхай.
В семнадцать лет Лидия-младшая уже работала в пароходной конторе и считала себя взрослой, способной самостоятельно принимать решения.
Однажды девушка попала на концерт Вертинского, и эта встреча изменила всю ее жизнь.
Вот как вспоминала Лидия Владимировна эту роковую встречу:
«Полутемный зал кабаре в сигаретном дыму. На сцену вышел в черном смокинге, с зализанными волосами Вертинский и запел. Его голос чарующе-сладко заполнял пространство между столиками. «Как будто не по диску, а по моему сердцу водили патефонной иглой. Я была очарована и захвачена в сладкий плен».
Юная девушка «ощутила в тот момент чувство... нет, не любви, а жалости к этому немолодому уже мужчине. Слова очередной песни вызвали желание защитить его, окружить заботой и нежностью».
Она – стройная, с большими, как блюдца, глазами и вьющимися волосами, сама после концерта подошла к нему за кулисами.
Он спросил: «Как вас зовут?». Я сказала: «Лидия, но все зовут Лидя. А грузины звали Лила". Александру Николаевичу это понравилось: «Тогда вы тоже меня зовите Сандро».
Лидия полюбила его со всей пылкостью и твердо решила, что выйдет за него замуж. «Она. Хотела. Себе. Мужа. Вертинского. Точка».
Она всегда принимала решения твердо, раз и навсегда.
Разница в возрасте в более, чем в тридцать лет, привела в ужас Лидию Павловну, которая была категорически против их брака. Два года Лидия-младшая была в статусе невесты Вертинского. И только когда в Шанхай вошли японские оккупационные войска, матери пришлось смириться с выбором дочери.
В апреле 1942 года Лидия и Александр Вертинский обвенчались в Кафедральном православном соборе, и весь русский Шанхай пришел на эту свадьбу, где было все как положено: свадебное платье, хор, ресторан.
В первый же год их брака Александр Николаевич заставил Лидию навсегда поверить, что она — безупречна. Не умеющая вести хозяйство (и не стремящаяся), краснеющая во время приступов вспыльчивости, круглая от беременности, абсолютно любая — безупречна.
Война Японии с Китаем отразилась на материальном состоянии их семьи. Лидия Владимировна вспоминала, что «ее супруг перед каждым концертом выкупал фрак из ломбарда и закладывал снова, как сходил со сцены». «Чтобы содержать семью, а уже родилась Марианна, Александр Николаевич взял две работы. До часу ночи пел в одном месте,затем до утра – где-то на самом краю Шанхая».
Тогда то Александр Вертинский и принял решение вернуться на родину в СССР. Он несколько раз подавал прошение В. Молотову о разрешении на возвращение. Наконец в ноябре 1943 года оно было получено.
Возвращались они через Читу с трехмесячной малышкой на руках и Лидией Павловной. При приезде в город Вертинскому прислали распоряжение - дать концерты. Получив свой первый гонорар в СССР Александр Николаевич купил супруге валенки.
В Москве семье дали временное жилье - номер гостиницы «Метрополь». Там они прожили три года и там же родилась Анастасия.
Александр Николаевич мало времени проводил с семьей – гастролировал, ездил на фронт, поднимая песнями боевой дух солдат.
За эти заслуги ему в 1946-м дали просторную квартиру на Тверской улице. Жизнь начала налаживаться.
Молодая жена не работала и не занималась хозяйством, она совершенно не умела готовить. Хлопоты по дому взяла на себя Лидия Павловна. Александр настолько боготворил свою красавицу жену, что и слышать не желал, чтобы она чем-то себя утруждала.
Лидии была для него идеалом. Да и для Лидии Александр был не просто обожаемым мужем, но и непререкаемым авторитетом.
Лидия поступила на факультет живописи МГХИ имени Сурикова. Еще во время обучения в 1952 году она познакомилась с режиссером Александром Птушко, как раз в то время приступившим к съемкам фильма-сказки «Садко».
Увидев студентку с фарфоровой кожей и византийскими, удлиненными, матово-серыми темными глазами, понял: вот она, волшебная птица Феникс. Не подходил только звонкий голос Лидии, а для роли требовался грудной и таинственный голос. Пришлось переозвучивать.
Потом была герцогиня в «Доне Кихоте», колдунья в сказке о Коте в сапогах, Анидаг в «Королевстве кривых зеркал», впечатлившая не одно поколение советских детей.
Всего пять ролей, но все её образы запомнились. Образы роковых красавиц с испепеляющими взглядами, резкими, даже хищноватыми чертами лица, «царственной осанкой и необыкновенной энергетикой, когда сквозь внешнюю ледяную надменность прорывается пламя».
Никогда больше в советском кинематографе не появилось никого, хотя бы немного похожего на Лидию Владимировну Вертинскую.
В 1956 г. Вертинский писал жене: «Дорогая Лиличка, и Пекуля, и Муничка, и Лапочка! И «Птица Феникс», и… наконец, «Герцогиня»! Недостаток ласковых слов в наших отношениях – это тоже результат нашей серой собачьей жизни, где любовь и нежность – не в фаворе, где человеческие нежные, глубокие чувства – нечто чуждое, «ископаемое», с которыми знакомятся только по книжкам, и только для того, чтобы не показаться окончательными дураками и невеждами. И мы уже привыкли стесняться. Иногда мне очень хочется написать тебе все то ласковое и нежное, что у меня есть в душе к тебе, моей первой и настоящей любви, матери моих чудесных детей… Но разве это напишешь?»
В 1955 году Лидия Вертинская окончила художественное училище им. Сурикова и пошла работать на графический комбинат - занималась линогравюрой, придумывала рисунки для ткани, делала эстампы, писала пейзажи.
Как бы Александр Николаевич не хотел, чтобы его бы его любимая жена не трудилась, но понимал, что скопить достаточно, чтобы обеспечить семье безбедное существование, не получится. А что с ней будет, когда его не станет? По этой же причине он не хотел больше детей, даже вторую дочь сначала не хотел. А Лидия мечтала подарить мужу пятерых детей.
В возрасте 34 лет Лидия Вертинская овдовела. Александр Николаевич был на гастролях. Внезапно ему стало плохо, попросил валидол. Пока искали лекарство, он скончался. Это была мгновенная смерть. Произошло это 21 мая 1957 года в ленинградской гостинице «Астория».
Лидия Владимировна больше замуж не выходила, хотя предложения руки и сердца были, и очень хорошие.
Позже на вопрос старшей дочери, почему она снова не вышла замуж, ответила:
Да, возможно, были мужчины, которые могли бы доставить мне удовольствие, но кто мне утром поцелует руку?!
После смерти мужа она не позволяла ничего менять в квартире и сберегла все письма Александра Николаевича, часто перечитывая их. И бесконечно переслушивала пластинки с голосом любимого мужа.
Лидия Вертинская прожила долгую жизнь. Она ушла из жизни 31 декабря 2013 года.
Внучка Лидии Владимировны Дарья Хмельницкая рассказывала в интервью журналу «Караван»:
"Бабушка долго болела, и мы понимали, что она уходит. Ей 90 лет все-таки в этом году исполнилось, и слава Богу, что она столько прожила. Мы были рядом с ней в ее последний миг, все вместе: и я, и моя сестра, и наша мама (Марианна Вертинская), и Анастасия Вертинская. Мы сидели рядом, держали за руку, включили дедушкин диск, и она его весь прослушала. Она очень так аккуратно, тихо ушла. Прямо под песню Александра Николаевича «Ваши пальцы пахнут ладаном» бабушка открыла глаза и посмотрела нас, а на фразе: «Сам Господь по белой лестнице поведет вас в светлый рай» она сделала последний вздох".
Похоронили Лидию Вертинскую на Новодевичьем кладбище рядом могилой любимого мужа.
Эта женщина любила своего супруга настолько сильно, что даже после его смерти осталась ему верна. Много ли таких сейчас - преданных? Светлая память.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?