Интуиция, по мнению Герда Гигеренцера, директора Института человеческого развития им. Макса Планка, — это не столько способность «знать» правильный ответ, сколько инстинктивное понимание того, какая информация не имеет значения и может быть проигнорирована, рассказывает Forbes.
Гигеренцер, автор книги «Gut Feelings: The Intelligence of the Unconscious», считает себя человеком одновременно интуитивным и рациональным:
«В научной работе у меня иногда бывают предчувствия. Я не всегда могу объяснить, почему считаю тот или иной подход верным, но доверяю этим чувствам. Кроме того, у меня есть возможность проверить эти предчувствия и их значение. Это что касается науки.
А в личной жизни я полагаюсь на инстинкт. Например, когда я познакомился со своей женой, я не производил никаких вычислений. Как и она».
Я рассказываю вам об этом, потому что недавно один читатель задал мне неожиданный вопрос:
А как же интуиция? Её никогда не называют формой интеллекта, но не думаете ли вы, что человек с хорошей интуицией обладает большим интеллектом?
Мне инстинктивно хочется согласиться, особенно когда речь идёт о людях интеллектуально любознательных, всерьёз занятых поиском знаний и готовых поставить под сомнение собственные предположения.
Объясню проще: если вы просто сидите на стуле и полагаетесь на свою интуицию, вы никак особенно не проявляете свой интеллект. Но если вы глубоко интересуетесь какой-то темой и изучаете множество аспектов, то применяете свой интеллект, когда интуиция подсказывает вам, на что следует (или не следует) обратить внимание.
В каком-то смысле интуицию можно назвать чётким пониманием коллективного разума. Например, в наше время большинство сайтов устроены интуитивно, то есть понятно и удобно для большинства людей. Такой подход выработался в ходе многолетнего онлайн-хаоса, когда постепенно сформировались общие представления о том, какие сведения важны, а какие — не очень (скажем, раздел «О нас» — важен).
Тео Хамприс определяет интуитивный дизайн как «понятный без инструкций». Это так и есть, когда объект понятен большинству людей, потому что у них общее понимание об устройстве мира.
Я, можно сказать, верю в силу дисциплинированной интуиции. Не ленитесь, включайте мозг, выдвигайте логические аргументы — и я буду относиться к вашей интуиции с уважением. Но если вы просто валяетесь в гамаке и хотите, чтобы я положился на вашу интуицию, я оставляю за собой право уйти не прощаясь.
Я исхожу из личного опыта. Чем больше я занимаюсь исследованиями, тем лучше работает моя интуиция.
Хотя это может быть и парафразом, Альберту Эйнштейну часто приписывают такую цитату:
«Интуитивный разум — это священный дар, а рациональный разум — это верный слуга. Мы создали общество, которое чтит слугу и забывает о даре».
Бывает так, что корпоративные требования, групповое мышление или ваше собственное желание получить определённый результат вынуждают ваш рациональный разум свернуть с пути истинного. В такие моменты спасение лежит именно в интуиции. Гложущее вас «неприятное чувство» — это и есть ваша интуиция, говорящая, что как бы вы ни пытались себя переубедить, вы всё равно на ложном пути.
Умные люди прислушиваются к таким чувствам. А самые умные среди нас — те, кто совершает великие интеллектуальные скачки, — во многом обязаны силе интуиции.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?