Итак, Анастасии Александровне было 25 лет, когда она развелась с Никитой Михалковым и стала свободна, словно ветер. Наконец опостылевший быт и Никита, ставший из пылкого и влюбленного нудным и требовательным, больше не тяготили.
Следующая ее большая любовь – Александр Градский. Он был младше Вертинской на 5 лет, но эта разница в возрасте не смущала ни его, ни ее.
Те годы – конец 60-х и начало 70-х – это была золотая пора Вертинской. Это, конечно, тешило ее самолюбие, она с детства планомерно шла к творческой славе по стопам родителей. Но вместе с тем известность принесла ей и много разочарования:
«Из колбасного бежали и я писала автографы на бумажках, на чеках, на паспортах, руках и колбасе… В купе ко мне приходили женихи, чтобы выпить как следует.
Это была постоянная мука, она называлась славой. Единственное, что она мне принесла, — страшная боязнь толпы. Я ее боюсь по сей день. В очень общественных местах у меня начинается озноб, и мне кажется, что сейчас опять выйдет какой-нибудь Ихтиандр.» (с)
Они с Сашей познакомились на вечеринке у друзей (в кругу советской «золотой молодежи») еще в те годы, когда Вертинская была замужем за Никитой Михалковым. Юный Саша пытался привлечь внимание кинозвезды, но эти попытки лишь позабавили ее. Спустя пару лет они вновь пересеклись, на отдыхе в Крыму.
У Градского там был концерт, за прошедшее время он значительно остепенился и возмужал, его певческая карьера шла вверх. А Вертинская, по счастливой случайности, отдыхала с сестрой Марианной в соседней деревне. Те маленькие каникулы Александр и Анастасия провели вместе, так начался многолетний роман, который был полон страсти, ссор, ревности, изнеможения друг другом.
Они были очень непохожими, по мнению Вертинской, «из разных «детских», из разной среды воспитания».
В 1976 году пара расписалась, но сама Анастасия впоследствии не раз говорила, что даже не считает эти отношения браком.
«У меня был всего один муж — Никита Михалков. Конечно, случались романы, когда происходит волнение в крови, особый подъём духа, потом это превращается в иные взаимоотношения. Я от романов не отказываюсь, но это — не мои мужья. Я даже не считаю, что у меня были гражданские браки».
Следующей значимой вехой в ее жизни стал Олег Ефремов. Да-да, отец того самого печально известного Михаила Ефремова.
Они встретились в «Современнике», куда кино-звезда пришла устраиваться на работу.
«И он мне: «Знаешь, старуха, дело в том, что баб мы не берем» (Игорь Кваша – прим.ред.). Но я все же решила попытаться. И вот передо мной сидят все: Ефремов, Волчек, Табаков, Казаков, Евстигнеев, Лаврова… я играю отрывок из «Антигоны» и ничего не помню, кроме того что у меня трясется нога.
Доиграла, в муках ухожу, думая «ну и хорошо, что я так плохо играла, меня не возьмут.» (с) из воспоминаний Анастасии Александровны.
Ее взяли. Сначала она участвовала в массовке, и лишь спустя два года стали давать серьезные роли.
Ни для кого не секрет, что Олег Ефремов имел проблемы с выпивкой и не только. Тяжелый характер, склонность к нарциссизму, признанный талант и запутанная личная жизнь – он был сложным человеком. И тем не менее, женщин он привлекал: словно мотыльки, они летели на пламя.
Анастасия уже перешагнула 35-летие. Амбиции юности остались в прошлом. Нет, она по-прежнему прекрасно выглядела и желала посвящать свою жизнь искусству. Но возраст давал знать о себе. Все ее хитовые актерские работы остались в далеком прошлом, для массового зрителя она в памяти так навсегда и осталась девочкой с глазами цвета неба из «Амфибии».
«Потом начался период, который я называю «мои университеты» — период моего актерского выживания. Он дал мне очень много. И когда Ефемов покинул «Современник» и возглавил МХАТ, я перешла за ним.
Переиграла тут уже всего Чехова, но взаимоотношения с Ефремовым, которые продлились столько же, сколько эмиграция моего отца, 20 с лишним лет, не принесли мне никакой личной радости, но стали для меня колоссальной школой, воспитанием, и я считаю, что он был, есть и навсегда остается моим учителем.
Когда чувства перегорели, и разрыв был очевиден, Ефремов вдруг сделал предложение. Ах, как же он опоздал… Вертинская была не из тех женщин, которые стали бы склеивать разбитую чашку.
Давно влюбленный в Вертинскую Михаил Козаков пригласил ее на главную роль в своём фильме «Безымянная звезда». Так началась новая страница в ее жизни, где Ефремову места больше не осталось.
Козаков бросил жену и перебрался жить к Вертинской. Он был счастлив: казалось, что сбылась мечта, ведь женщина, в которую он был безответно влюблен 10 лет, снизошла до него!… С первых дней Михаил Михайлович понял, что роман с кинодивой был ошибкой.
Его поселили на кухне, на раскладушке, дабы присутствие чужого мужчины не смущало сына Степана. Ему никто не собирался ни готовить, ни гладить его вещи, ни создавать уют. Козаков представлял совместную жизнь совершенно по-другому. Тогда он собрал вещи и вернулся к жене.
В конце 80-х годов, будучи всемирно известной, Вертинская согласилась на приглашение руководства Оксфордского университета и в течение 12 лет преподавала там мастерство перевоплощения.
В 1991 году она снялась в фильме «Жажда скорости», и эта работа могла бы стать последней в фильмографии актрисой. Но в 1993 году ей поступило предложение, от которого не смогла бы отказаться ни одна актриса… Это роль булгаковской Маргариты.
После «Мастера и Маргариты»(1994) она перестала сниматься. Не потому, что не звали. Просто она устала.
«Я не отшельник, понимаете. Уланова тоже рано ушла со сцены, а Плисецкая танцевала долго, это зависит от твоих потребностей. Я с 15 лет актриса… Поэтому и сцену знаю рано, и камеру… У меня такая школа была театральная: если играешь драматическую роль, то играешь на разрыв.» (с)
Замуж она так и не вышла. Как говорила сама Вертинская, в ее жизни был только один муж – Никита Михалков, от которого она родила главного мужчину в своей жизни – сына Степана.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?