Погребальные обряды времен Возрождения
Луиза умерла в 1656 году в возрасте 65 лет, через семь лет после смерти мужа, согласно надписи на ее могиле. Супруги не были единственными, кто во времена Ренессанса проходил через процедуру посмертного удаления сердца. Анализ 483 полных скелетов и 5940 частичных в женском монастыре, где была погребена Луиза, показал, что 18 тел и 17 частичных остатков имеют признаки вмешательства. У некоторых после смерти были открыты черепа, у других удалили сердце. К тому же монастырь, в котором похоронен Туссен, также содержал три свинцовые урны, в которых хранились сердца.Эти открытия поднимают вопрос о средневековых европейских погребальных обрядах, пишут исследователи из Университета Тулузы во Франции в документе, опубликованном в декабре в журнале PLoS ONE. Исследователи полагали, что погребальные обряды постепенно становились более секуляризованными на протяжении всего средневековья и в современную эпоху, но вновь проанализированные органы предполагают, что эти старые практики, полные магии и религиозных ритуалов, по-прежнему имели важное значение в эпоху Возрождения, которая началась в 1495 году во Франции.
Захоронения в монастыре якобинцев
Исследователи проанализировали тела из монастыря якобинцев в Рене – городе, который был тогда парламентским местом Бретани. Монастырь был главным местом захоронения аристократии города, пишет Розерн Коллетер – антрополог из Университета Тулузы и Национального института профилактических археологических исследований во Франции. Произошло две волны захоронений элиты в монастыре: первая длилась с 1300-х по 1400-е годы, а вторая – с 1500-х по 1700-е.Исследовательская группа изучила 133 тела, которые были захоронены во время первого периода, и обнаружила, что это было в основном духовенство и прихожане, хотя найдено и массовое захоронение, содержащее останки около 30 солдат. Ни один из их органов не был бальзамирован.
Исследователи также изучили 483 тела из 1250 захороненных в течение второго периода. Одно из них принадлежало Луизе де Квенго.
Особенности захоронения Луизы
Луиза была найдена похороненной в свинцовом гробу. Это дорогой выбор, который могли себе позволить только самые богатые люди в городе. Она была похоронена в саржевом платье и рубашке, черном пальто и головном уборе в стиле монахини – это религиозная одежда, которая указывает на ее преданность ордену якобинцев (католический религиозный орден). Де Квенго выступала в роли благодетеля для церкви. Она умерла 10 марта 1656 года, согласно надписи на ее могиле. Ее тело естественным образом мумифицировалось после того, как было запечатано в свинцовом гробу, сохраняя крестообразный надрез на груди, грубо зашитый там, где ее сердце было удалено после смерти. Другие органы остались нетронутыми. Сердце мужа лежало на вершине ее гроба. Он умер 30 августа 1649 года.Урны с сердцами
Также в монастыре, где был похоронен муж, найдено три другие урны в церковном хоре, в которых хранились сердца умерших. Они датированы 1684, 1626 и 1685 годами и подписаны именами Кэтрин де Турнемине, месье д'Артоиса и сына ла Боесьире. Вполне возможно, эти люди были родственниками друг другу или кому-то, кого похоронили в монастыре. Хотя даты их смерти охватывают 60 лет, они могут быть связаны между собой. Во времена Французской революции свинцовые гробы и другие объекты часто использовали для того, чтобы переплавить их на пули, поэтому кто-то, возможно, спрятал урны в церковном хоре, чтобы защитить их.Другие органы в монастыре имели признаки бальзамирования. У четырех тел были открыты грудные клетки и черепа, чтобы удалить мозг и органы. На других останках сохранились следы разрезания после смерти.
Причины изменения останков
Некоторые останки в монастыре, возможно, были изменены в целях сохранения. В других случаях, казалось, это делалось для того, чтобы захоронить части тела в разных местах. В случае с Луизой и ее мужем удаление сердца позволило сделать захоронение в разных местах. Оставшиеся в живых после пары имели бы больше мест, чтобы помолиться над их останками. Это важный ритуал, потому что души, как полагалось, отправлялись в чистилище, если их родственники не молились за умерших. И наконец, считают исследователи, для такого захоронения могла быть личная причина.«Обмен сердцами» в местах погребения позволил бы паре «воссоединиться после смерти», хотя такая традиция до сих пор не была замечена.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?