На первый взгляд это была обычная свадьба, даже священник церкви Сан-Хорхе ничего странного не заметил. Но на самом деле жених был женщиной. Церемония прошла в 1901 году, и союз между Элизой и Марселой остается единственным известным однополым браком в истории Испанской католической церкви. Но триумф пары над консервативными нравами Испании XX века был недолгим. Элиза Санчес Лорига и Марсела Грасия Ибеас впервые встретились во время учебы в Ла-Корунье и полюбили друг друга. Семья была обеспокоена отношениями Марселы, и ее отправили в Мадрид. Правда, по словам историка Нарсисо де Габриэла, который написал о паре книгу, девушки оказались в сельских школах в нескольких километрах друг от друга. Поэтому Элиза могла навещать Марселу каждый день после уроков.
В это время у пары родился хитроумный план. Во-первых, они дали окружающим понять, что поссорились. А Марсела, которая, по словам де Габриэла, была в тот момент беременна от неизвестного мужчины, объявила, что собирается выйти замуж за двоюродного брата Элизы. Так в истории появился Марио — молодой человек родом из Ла-Коруньи, который якобы вырос в Лондоне в семье атеистов. С короткой стрижкой и в мужском костюме Элиза под именем Марио пришла в церковь, чтобы принять крещение и обвенчаться с Марселой. Нарсисо де Габриэл утверждает, что брак был зарегистрирован и до сих пор действителен.
К несчастью для пары, их свадебный портрет попал на главную страницу местной газеты под разоблачающим заголовком «Свадьба без жениха». Нежелательная публичность заставила пару сбежать в Португалию, где Марсела родила дочь. Под угрозой экстрадиции в Испанию, судебного разбирательства и тюремного срока, в 1902 году пара села на корабль и отправилась в Буэнос-Айрес. Там Элиза пыталась выйти замуж за пожилого богатого датчанина, но тот заподозрил ее в мошенничестве. Де Габриэл говорит, что после этого след пары теряется, за исключением заметки в мексиканской газете, где говорится о том, что Элиза покончила с собой в Веракрусе. История Элизы и Марселы легла в основу фильма испанского кинорежиссера Изабель Койшет «Книжный магазин» с Эмили Мортимер и Биллом Найи в главных ролях.
Инмакулада Мухика Флорес — социолог и психолог, директор ЛГБТ-ассоциации «Алдарте», считает, что фильм — редкая возможность привлечь внимание к проблемам лесбиянок. «Если бы эта история была о двух геях, я уверена, что она бы получила большую огласку. У нас, лесбиянок, практически нет образцов для подражания в Испании среди политиков, актрис или художников. Даже когда Франко был у власти и геи подвергались гонениям, мы оставались невидимками. Только когда мы начали протестовать в 1980-х годах, в Испании „появились“ лесбиянки». Мухика Флорес говорит о том, что закон, гарантирующий права ЛГБТ в Испании, важен для того, чтобы история Марселы и Элизы никогда больше не повторилась. «Многие до сих пор скрывают свою ориентацию, а те, кто вступил в однополый брак, не берут на работе положенный отпуск из-за боязни быть уволенными».
Режиссер фильма Изабель Койшет говорит, что тема ее фильма не совсем обычная. «Не так много историй о любви между женщинами, но это не манифест. Для меня естественно писать истории о женщинах, но продюсеры все равно спрашивают зачем. Они не задают вопросы режиссеру фильма „Дюнкерк“, а меня спрашивают: „Почему вы хотите снять фильм о двух женщинах, которые поженились в 1901 году?“ Да ладно, ребята, они тоже герои!»
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?