Роль казачки Аксиньи, в гениальной экранизации романа Шолохова «Тихий Дон», сделала актрису Элину Быстрицкую суперзвездой советского театра и кино. Это было 100-процентное попадание в образ – такое, после которого актёра или актрису всю оставшуюся жизнь отождествляют с его или её персонажем.
Роль Аксиньи Элина Быстрицкая сыграла в 29-летнем возрасте. А в 1941-м, когда началась война, ей было всего лишь 13 лет. Тем не менее, будущая актриса смогла несколько лет прослужить Родине.
Её отец, Абрам Пейсахович, был военным врачом, капитаном медицинской службы. Мама, Эсфирь Исааковна – поварихой в госпитале.
«Красные кресты, нарисованные на крышах вагонов эвакогоспиталя, от бомбёжек не спасали»
В юных 13 лет Элина Быстрицкая окончила курсы медсестёр и стала работать санитаркой и лаборанткой в передвижном эвакогоспитале №1954 (после того, как его состав разбомбили, он был переформирован и получил номер 3261).
При этом девочка работала вовсе не «под крылом» папы-офицера, как это можно подумать. Нет, отец был на фронте – он прошёл Сталинград, Битву за Кавказ, и встретился со своей семьёй лишь в 1945-м.
Быстрицкая в фильме «Тихий Дон». Фото в свободном доступе.
При госпитале Элина жила вместе с мамой-поварихой и младшей сестрёнкой Софией (1937 г.р.) Главврач, конечно, рисковал, беря на работу несовершеннолетнюю – фактически ребёнка. Но он понимал, что раненым и искалеченным войной людям очень общение с юной и приветливой девочкой.
«Что из себя представлял наш эшелон? Товарные вагоны-теплушки, двери раздвигаются в две стороны, и по обе стороны от дверей в два «этажа» нары, сколоченные из широких толстых досок. Мы были на втором «этаже», – вспоминала Элина Быстрицкая.
Красные кресты, нарисованные на крышах вагонов, не спасали от авианалётов: немецкие лётчики бомбили эшелон очень часто. Обычно прямых попаданий не было.
«Когда начинался обстрел или бомбёжка, ты просто выбегаешь из вагона, ложишься на землю и лежишь. А дальше – как повезёт».
Но однажды состав был разбит и загорелся. Несколько вагонов взрывами авиабомб были сброшены с рельсов. После этого налёта эвакогоспиталь был отправлен в ближний тыл на переформирование, и ему сменили номер. Эвакогоспиталь не всё время находился на колёсах: приходилось работать и в обычных больницах, и в переделанных под них помещениях.
Случайно встретилась с бойцом, в жилах которого текла её кровь
Элина Быстрицкая быстро стала из начинающей санитарки высокопрофессиональной медсестрой: работы было много, и практиковаться приходилось каждый день без выходных. По признанию самой актрисы, она не помнит такого, чтобы места в их передвижном эвакогоспитале пустовали: он всё время был полон ранеными.
Элина Быстрицкая в юности. Фото в свободном доступе.
«Через мои руки прошли сотни раненых, но лишь с одним из них я встретилась после войны». Эта встреча произошла, когда актриса училась на старшем курсе Киевского театрального института, и была совершенно случайной. Спустя 9 лет Элина Быстрицкая встретилась с бойцом Василием Харченко, в жилах которого текла и её кровь. Дело в том, что она сдала для него, тяжелораненого, максимальную дозу своей крови: почти 500 гр.
Одно воспоминание она называет особенно ярким: в городе Сталино (Донецке) немецкая бомба разворотила вагон с почтой, и сильный ветер разметал из него множество белых треугольников – писем с фронта и на фронт. Эта «метель из писем», которые люди особенно сильно ждут во время войны, произвела неизгладимое впечатление.
Её служба закончилась осенью 1944-го. Госпиталь, в котором работала Быстрицкая, перебрасывался за границу, вслед за ведущими наступление советскими войсками. Ей было всего 16 лет, а Софии – семь. Несовершеннолетних туда не брали. В ноябре 1944 года, вместе с мамой и сестрой, Элина Быстрицкая вернулась в город Нежин, где до войны служил её отец.
«Помню, замполит госпиталя мне сказал:
– Тебе надо учиться. Возвращайся в нормальную жизнь…
Замполит посоветовал мне зайти в штаб и взять справку о том, что я добровольно служила в действующей армии с такого-то по такой-то год. Тогда я, конечно, пропустила мимо ушей совет опытного человека», – рассказывала Элина Быстрицкая.
Наступил год 1984-й. 55-летняя актриса начала оформляться на пенсию. Каково же было её удивление, когда она узнала, что её стаж работы санитаркой и медсестрой в госпитале нигде не числится.
Элина Быстрицкая. Фото в свободном доступе.
Пришлось обращаться в архив Министерства Обороны, настаивать, называть номера своего госпиталя, его полевой почты, фамилии начальника госпиталя, замполита, заведующего лабораторией…
Сотрудницы архива нашли документы на материальное обеспечение Быстрицкой в госпитале. Правда, не за весь период, с 1941-го по 1944-й. Поэтому ей определили только полтора года службы. А к юбилею Победы, в 1985-м – выдали, как и другим ветеранам, орден Отечественной войны II степени, а также медаль «За победу нал Германией». Элина Быстрицкая действительно внесла очень весомый, для таких юных лет, вклад в нашу общую Победу.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?