Многие считают, что всю античную эпоху скульпторы только и делали, что создавали статуи обнаженных мужчин и женщин. Но это не так — греки начали создавать скульптуры без одежды довольно поздно — только во времена Александра Македонского, а римляне — еще позднее. Греки быстро достигли высокого мастерства в искусстве изображения обнаженного тела. Одна из работ греческого скульптора Праксителя была так реалистична, что была… изнасилована ценителем прекрасного.
Пракситель первым стал изображать женщин обнаженными. До великого творца без одежды было принято создавать только фигуры богов-мужчин. К женщинам в Элладе относились не слишком хорошо — они были почти бесправными и, по мнению эллинов, не заслуживали чести изображаться обнаженными.
Долгие столетия греки изображали без одежды исключительно мужчин
На самом деле, право появляться на публике без одежды было исконно мужским — это была одной из свобод человека в демократическом обществе. Пракситель хорошо понимал, что его работа может вызвать скандал, но не смог отказаться от соблазна. Оставалось дождаться, когда кто-то закажет женскую фигуру и попытаться предложить клиенту новую формулировку. Случай такой представился — жители острова Кос заказали знаменитому скульптору статую богини Афродиты для храма. Пракситель создал две версии — обнаженную и одетую в тунику и предложил клиентам выбрать ту, что им по душе. Находящиеся в плену предрассудков островитяне шарахнулись от обнаженной богини, назвав ее греховной, и выбрали версию в одежде. Но Афродита в стиле ню, первая в истории античного мира, к счастью, не пропала без вести и не была уничтожена. Ее приобрели для своего храма жители города Книд, расположенного в Малой Азии. Статую установили возле святыни, под открытым небом и она, неожиданно, стала невероятно популярна. Чтобы увидеть прекрасную Афродиту Книдскую люди прибывали в город со всего античного мира. Толпы паломников послужили развитию древнего полиса, который стал богатеть и крепнуть.
Афродита Книдская — римская копия
А вот своему создателю обнаженная мраморная женщина принесла одни хлопоты. Дело в том, что в качестве натурщицы Пракситель пригласил свою любовницу Фрину, имя которой переводится с греческого буквально как «Жаба». Несмотря на имя, это была прекрасная молодая женщина, правда, не слишком строгого нрава. Фрина была гетерой и у нее было множество богатых и влиятельных любовников. Правда, в отличие от своих коллег, эта дама вела себя достаточно скромно и никогда не обнажалась на публике. Более того, с мужчинами Фрина встречалась в полной темноте, что очень нравилось влиятельным любовникам. Проблемы у Праксителя и его натурщицы возникли из-за известного в Греции оратора Ефрия, который был влюблен в женщину, но получил отказ. Он обратился в суд, обвинив скульптора в том, что для изображения богини он использовал в качестве образца тело гетеры.
Над Праксителем нависли обвинения в кощунстве и безбожии, но положение спас его знакомый — адвокат Гиперид. На суде хитрый юрист внезапно сдернул с Фрины ее одеяния и женщина впервые предстала перед публикой обнаженной. Гиперид спросил у членов ареопага, не прекрасно ли это тело и кто еще смог бы позировать для статуи богини, как не гетера Фрина?
Фрина перед ареопагом
Судьи были поражены идеальным телом женщины и полностью согласились с доводами адвоката. Пракситель был полностью оправдан, а его слава стала еще более громкой. От заказчиков не было отбоя и все норовили заказать у мастера именно обнаженную женскую фигуру с идеальными формами. Получила свою долю славы и Фрина, причем ее известность едва ли не превзошла популярность скульптора. Гетера стала еще более востребована и сказочно разбогатела. Ее влиятельность в обществе была так высока, что женщина осмелилась даже бросить вызов самому покорителю мира Александру Македонскому. Когда великий царь и полководец взял приступом Фивы и затем в назидание строптивым жителям разрушил их стены, Фрина предложила восстановить укрепления за свой счет. Единственным требованием тщеславной женщины было лишь размещение над главными воротами города таблички с таким текстом: «Фивы были разрушены Александром и восстановлены Фриной». Но горожане оказались слишком гордыми, чтобы взять деньги у гетеры и обошлись своими силами.
Фрина в образе Венеры на празднике
Посейдона Но Фрина особо не расстроилась — к этому моменту она стала настолько востребованной, что ей доверяли изображать саму богиню красоты в ежегодной церемонии. Фрина в образе Афродиты выходила на пляж и, обнажившись, купалась в морских волнах под благоговейными взглядами тысяч эллинов. Этот обряд символизировал возвращение богини целомудрия и считалось, что в момент погружения в волны, Фрина на время превращается в саму Афродиту. Интересной оказалась и судьба скандальной скульптуры, полюбившейся жителям и гостям Книда. Нужно сказать, что эллины никогда не оставляли статуи без декора и искусно раскрашивали их, стараясь придать максимальное сходство с живым человеком. Также была покрыта росписью и Афродита Книдская, которую, говорят, сложно было отличить от живой женщины, взобравшейся на пьедестал.
Так могла выглядеть раскрашенная статуя
Афродиты Книдской Один из паломников влюбился в мраморную фигуру и целыми днями не отходил от нее. Однажды ночью, воспользовавшись моментом, поклонник взобрался на постамент и совокупился с Афродитой. После этого, осознав всю тяжесть своего богохульного поступка, он в панике бежал и, говорят, бросился со скалы в море. Поутру смотрители и первые посетители храма увидели следы преступления. Вот как пишет об этом греческий писатель Лукиан из Самосаты, случайно оказавшийся одним из первых на месте преступления: «Наутро мы обнаружили следы любовных объятий, и замеченное вами пятно осталось на мраморе, на теле богини, изобличая совершенное насилие. А сам юноша? Народная молва гласит, что он или в пропасть бросился, или — в морские волны… Словом, юноша исчез бесследно»
Руины города Книд. Территория современной
Турции Но серьезных повреждений мраморная копия гетеры Фрины не получила, ее подновили краской и обеспечили охраной. Она очень долго украшала собой книдский храм, пока не была перевезена в Константинополь — столицу Византийской империи. К сожалению, Афродита Книдская недолго услаждала взор жителей города — она погибла во время одной из осад города в пламени пожара. К счастью, к тому времени со скульптуры были сняты десятки копий, многие из которых было невозможно отличить от оригинала. Благодаря этим виртуозным подделкам мы можем сегодня оценить мастерство Праксителя и красоту Фрины.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?