Учителя и убивают креативность.
Эксперт по креативности Кен Робинсон давно призывает изменить наш подход к образованию. Он считает, что школа должна способствовать развитию творческих способностей, а не подавлять их, как это происходит сейчас.
Недавно он выступал с лекцией на платформе TED. Предлагаем вам краткий конспект его выступления:
Если спросить человека о его образовании, он оскорбится. Этот вопрос считается бестактным, слишком личным. Как вопросы о вероисповедании, зарплате и тому подобные.
Но всем интересно образование. Эта тема так близка нам отчасти потому, что именно образование должно стать для нас дверью в будущее, которое мы себе не представляем.
Никто понятия не имеет о том, как будет устроен мир хотя бы через пять лет. Однако наша задача — подготовить к нему детей. Здесь решительно ничего нельзя спрогнозировать.
Дети способны на совершенно необычайные вещи, способны изобретать новое.
Я хотел бы поговорить об образовании и о творчестве. Мне кажется, что творчество сейчас так же важно, как грамотность, и мы должны придать творчеству соответствующий статус.
Я обожаю рассказывать одну историю. Шестилетняя девочка сидела на задней парте на уроке рисования и что-то рисовала. Вообще девочка не уделяла уроку внимания, но тогда она работала очень увлечённо.
Учительница заинтересовалась, подошла к девочке и спросила: «Что ты рисуешь?» Девочка ответила: «Я рисую портрет Бога». Учительница сказала: «Но никто не знает, как выглядит Бог», а девочка ответила: «Сейчас узнают».
Дети умеют рисковать; если они не уверены в чём-то, они всё равно пробуют. Они не боятся ошибиться.
Я, разумеется, не утверждаю, что творить и ошибаться — одно и то же, однако нам известно, что тот, кто не готов ошибаться, не способен творить, не может мыслить оригинально. Нужно уметь ошибаться.
Но когда дети вырастают, большинство теряет эту способность, им становится страшно совершать ошибки. Точно так же мы управляем компаниями. Мы не прощаем ошибок.
Да и наши системы государственного образования построены на нетерпимости по отношению к ошибкам. В результате мы отучаем людей от способности к творчеству.
Однажды Пикассо сказал, что все дети рождаются художниками. Проблема в том, чтобы остаться художником, повзрослев.
Я уверен, что мы не развиваем творческие способности, вырастая, а, скорее, вырастаем из них. Или даже нас от них отучают. Почему так происходит?
Путешествуя по миру, замечаешь одну вещь — с точки зрения иерархии предметов все образовательные системы одинаковы. Все без исключения. Кажется, что должны быть отличия, но их нет.
Главенствуют всегда математика и языки, затем идут гуманитарные науки, а потом уже искусства, и так — на всей Земле.
Среди творческих предметов тоже есть своя иерархия. Изобразительное искусство и музыка получают приоритет перед театром и хореографией. Нет такой образовательной системы, в которой танцы преподавались бы как математика, ежедневно.
Почему? Мне это кажется важным. Математика важна, но важны и танцы.
Вот что происходит: по мере взросления детей, мы начинаем образовывать их, двигаясь вверх от поясницы, пока не остановимся на голове, а точнее, её левой части.
Если посмотреть на гособразование глазами инопланетянина и задаться вопросом: какова его цель, то, посмотрев на результаты, на тех, кто преуспевает, на отличников, на детей, выполняющих всё, чего от них ждут, вы как инопланетянин пришли бы к выводу, что цель государственных систем образования по всему миру заключается в производстве университетских профессоров.
Я ничего не имею против профессуры, но не следует думать, что эти люди — показатель достижений человечества. Они просто особый вид, другая форма жизни.
Идеал нашей образовательной системы — учёный, и тому есть причина. Государственные системы образования были построены в XIX веке практически на пустом месте. Они были приспособлены под нужды индустриальной революции.
Иерархия предметов построена на двух столпах. Первый: приоритет у дисциплин, полезных для нахождения работы.
В школе вас наверняка мягко отвлекали от интересных вам предметов и занятий, поскольку вы бы никогда не смогли сделать их своей профессией.
«Не занимайся музыкой, ты же не станешь музыкантом; брось рисование, ты же не будешь художником». Добрый совет, но, увы, ошибочный.
Второе: дело в научной деятельности, которая стала для нас образцом интеллектуальной способности, поскольку университеты разработали эту систему под себя.
Если вдуматься, государственная образовательная система в мире — это затянутый процесс поступления в университет. В результате очень талантливые люди не считают себя таковыми, поскольку никто ни капли не дорожит их любимыми школьными предметами.
Но, как мне кажется, так продолжаться не может.
За следующие 30 лет, если верить ЮНЕСКО, университеты выпустят больше людей, чем за всю историю человечества. Всё это — совокупность факторов, о которых мы говорили ранее: влияние технологии на профессиональную деятельность, огромный прирост населения.
Диплом вдруг обесценился. Когда я был студентом, если у тебя был диплом, у тебя была работа, а если работы не было, то лишь потому, что тебе не хотелось работать.
Сейчас же студенты сразу после выпуска идут обратно домой играть в видеоигры, ведь там, где раньше хватало бакалавра, теперь требуют магистра, а на его место нужен кандидат наук. Эта инфляция образования — признак того, что вся образовательная структура рушится у нас под ногами.
Мы должны переосмыслить своё представление о разуме.
Мы знаем о разуме три вещи: во-первых, он многообразен. Мы думаем так же, как воспринимаем, то есть зрительными образами, звуками и тактильными ощущениями; мы размышляем абстрактно, размышляем в движении.
Во-вторых, разум изменчив. Судя по обмену информацией внутри головного мозга, разум чрезвычайно подвижен — мозг не разделён на независимые ящички. Акты творчества, которые я определяю как процесс возникновения новых ценных идей, возникают в результате взаимодействия принципиально разных способов познания мира.
И третье, что я хочу сказать о разуме. У каждого он свой.
Полагаю, наша единственная надежда на будущее — принять новую концепцию экологии человека, такую, внутри которой мы начнём переосмысление богатства человеческих способностей. Наша образовательная система опустошила наши умы, как мы опустошаем недра Земли, преследуя определённые цели.
Но мы не можем пользоваться такой системой дальше. Мы должны переосмыслить основные принципы обучения наших детей.
Джонас Солк однажды сказал: «Если все насекомые исчезнут с лица Земли, через 50 лет планета станет безжизненной. Если все люди исчезнут с лица Земли, через 50 лет все формы жизни будут процветать». И он прав.
Мы должны стараться разумно использовать дар воображения, чтобы избежать развития событий, о котором шла речь. Единственный выход для нас — ценить разнообразие наших творческих способностей и ценить наших детей, поскольку они — наша надежда.
Мы должны учить их целостно, чтобы они справились с будущим, которое, замечу, мы можем и не застать, но они застанут точно. А мы должны помочь им сформировать его.
А вы согласны с этими идеями? Расскажите нам в комментариях!
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?