Она действительно была крохотной – 148 сантиметров ростом, 31 размер ноги. Не могла дотянуться до микрофона в студии звукозаписи на радио, а потому скамеечку, на которую становилась Янина, коллеги окрестили «жеймовочкой».
Я, как и многие поколения детей до меня и многие после, выросла на фильме о доброй Золушке, которая мечтала поехать на бал. Сияющие от восторга глаза бедной девушки, получившей от Феи в дар красивое платье, я помню до сих пор: не было никаких сомнений, что наивная девочка никогда в жизни не видела ничего подобного и очарована свершающимся с ней волшебством.
Никто даже предположить не мог, что на момент съёмок Янине Жеймо было 37, её дочери – 16, а жизнь совсем не походила на сказку.
Принцесса цирка
Главная Золушка Советского Союза родилась в семье цирковых артистов: отец, Юзеф Болеслав Жеймо, был поляком, а мама – русской. Малышка Янина с трёх лет знала, что такое свет софитов и выступала на арене в качестве наездницы, гимнастки, балерины.
Маленькая Янечка Жеймо (слева) с сестрой Элей
Ей не было ещё и четырнадцати, когда отец тяжело заболел и вскоре умер. С того момента Янина перестала расти.
Мать с четырьмя детьми на руках переехала в Петроград, где дочери, чтобы заработать на хлеб, создали «Трио Жеймо» и играли перед публикой на ксилофонах. Но настоящий успех пришёл, когда 15-летняя Янина начала сниматься в кино. Первая часть комедийной трилогии о школьнице, которая вечно опаздывала на уроки, вышла в 1934 году и называлась «Разбудите Леночку!» – в ней актриса, которой исполнилось 25, играла тринадцатилетнюю девочку.
Янина Жеймо в фильме «Леночка и виноград», 1936
Вторая – «Леночка и виноград» – появилась на экранах страны в 1936 году. В 1939 году Янина Жеймо удостоилась награды: ордена «Знак почёта» за исполнение роли Аси по прозвищу Пуговица в фильме «Подруги» (1935) и роли Нади в фильме «Враги» (1938). Зрители буквально засыпали киностудию потоком писем, на конвертах которых значилось: «Ленфильм, Пуговице».
Янина Жеймо была очень требовательна к себе и строга в оценках. Ее дочь Янина Костричкина вспоминала: после просмотра отснятой ленты «Мишки против Юденича» шестнадцатилетняя актриса не понравилась себе на экране и впала в глубокое отчаяние. «Она ехала домой на трамвае и плакала, а кондуктор спросил ее: «Девочка, что ты так плачешь, у тебя кто-нибудь умер?». Она сказала: «Да. Я». На фото – кадр из фильма «22 несчастья», 1930
Три «орешка» для Золушки
Янина Жеймо вышла замуж очень рано. С первым мужем – актёром Андреем Костричкиным – познакомилась на съёмочной площадке ещё в конце 20-х годов, а затем снялась с ним в картине «Разбудите Леночку!» Говорят, это была любовь с первого взгляда. В браке родилась дочь Янина, но вскоре семейное счастье дало трещину: Андрей Костричкин оказался заядлым игроком в преферанс и совсем забыл в пылу азарта и об обожаемой жене, и о дочери. В 1932 году супруги развелись.
Янина Жеймо и Андрей Костричкин
Знакомство со знаменитым режиссёром Иосифом Хейфицем (это он снял любимые многими поколениями фильмы «Дорогой мой человек», «Дама с собачкой», «Дело Румянцева») произошло тоже на съёмках. Блистательный, неотразимый, остроумный, интеллигентный Хейфиц покорил сердце Янины. Вспыхнувший роман перерос в семейный союз, в 1940 родился сын Юлий, а вскоре грянула война.
С сыном Юликом и дочерью Янечкой, 1941 год
Иосиф Хейфиц с детьми эвакуировался в Ташкент, а Янина осталась в Ленинграде с тяжело заболевшей сестрой и её детьми. Когда замкнулось намертво блокадное кольцо, Янине Болеславовне предлагали покинуть осаждённый, скованный ледяным холодом город на самолёте, но она отказалась: в её понимании это было предательство. В составе концертных бригад выступала в госпиталях, снималась в «агитках», по ночам – в тулупе, с тяжеленной винтовкой на плече – гасила на крышах зажигательные бомбы, получала 125 граммов хлеба: как все. Несмотря на голод, холод, усталость и нервное истощение, шутила: «Гитлер сделал одно доброе дело – я похудела».
В 1942 году Янина Жеймо получила возможность эвакуироваться в Ташкент, к мужу и детям. Добиралась долго, целых два месяца – эшелон бомбили, они подолгу стояли, пережидая ураганы смертоносного огня. Тем временем Иосиф Ефимович получил страшное известие: тихвинский эшелон с артистами подвергся атаке с воздуха, его жена погибла. Посчитав себя свободным человеком, Хейфиц привёл в дом другую женщину, на которой впоследствии женился.
Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц
Предательство мужа, который так быстро утешился, стало настоящим ударом для Янины. Депрессия накрыла сознание тяжким чёрным покровом, нервный срыв привёл к потере памяти и параличу. В этот период, ставший одним из самых сложных в жизни Янины Болеславовны, её поддержал давний друг – польский режиссёр Леон Жанно. Влюблённый в Янину без всякой надежды на взаимность, он был счастлив просто заботиться о ней и детях.
С Леоном Жанно и сыном Юлием
После развода с Хейфицем, которого Жеймо так никогда и не простила, преданный друг стал любящим мужем. Дочь Янечка считала, что мама вышла за Леона «из благодарности» – тем не менее, этот брак стал самым прочным, самым гармоничным и самым счастливым.
Главная Золушка Советского Союза
В 1946 году, едва оправившись от болезни, Янина Жеймо приступила к съёмкам в фильме «Золушка». Страна, только недавно победившая в великой войне, ещё стояла в руинах, но жизнь возрождалась понемногу: в 1946 вышел снятый на многослойной цветной плёнке «Каменный цветок» Александра Птушко. Людям, выстоявшим в страшной кровопролитной битве, нужна была сказка – добрая, красивая сказка.
Янина Жеймо, 1947 год
Худсовет расходился во мнениях относительно кандидатуры Янины Жеймо: некоторые его представители, не стесняясь в выражениях, говорили, что актриса «старовата» для роли. Параллельно пробы проходила молодая солистка Ленинградского Малого оперного театра Мария Мазун. 23 года, красива, грациозна, к тому же исполняла партию Золушки в балете Сергея Прокофьева. Однако режиссёр фильма Надежда Кошеверова и сценарист Евгений Шварц были непреклонны: Золушка не должна порхать, как фея, она должна быть по-детски неуклюжей, ступать тяжело – ведь девушка привыкла к тяжёлым деревянным башмакам, а не к невесомым пуантам. Её главное очарование – не красота, а доброта, нежность и наивность. Последнее веское слово сказал знаменитый Михаил Ромм, заявивший, что «вторая исполнительница хуже. Она <…> неодухотворённая прежде всего». Так Янина Жеймо получила свою главную роль.
Все съёмки крупным планом переносились на вечер, поскольку по утрам выглядеть свежо, как 15-летняя девушка, актрисе всё-таки не удавалось
Костюмы и платья шили из обрезков ткани, крашеной марли и занавесок, только крошечные туфельки на миниатюрную ножку Жеймо делались на заказ.
Актриса прилагала огромные усилия, чтобы выглядеть гармонично, внутренне сжиться со своей героиней. В перерывах между дублями курила «Беломор», но стоило ей выйти на площадку и встать перед камерой – ничего не оставалось от взрослой, умудрённой жизнью, перенесшей немалые потери женщины: на нас смотрела ясными, наивными, чистыми глазами Золушка, которая впервые отправляется на бал.
Игорь Клименков, исполнивший роль мальчика-пажа, позднее рассказывал: «Янина Болеславовна вела себя как обычная девчонка: в перерыве между съемками мы залезали с ней в карету-тыкву и болтали. Я лузгал семечки, Золушка курила «Беломор». С ней было легко и просто, я был очарован, по-детски влюблен…»
Фильм, вышедший на экраны в 1947 году, совершил настоящее волшебство: он врачевал людские души, дарил надежду и вселял уверенность, что добро
«Золушка» вернула к жизни и саму Янину Жеймо, став самым звёздным фильмом в её карьере и вознеся на такие вершины славы, о которых она и грезить не смела.
Евгений Шварц вспоминал: «Картина появилась на экранах в апреле 1947 года. В июне того же года увидел на теневой стороне Невского у рыбного магазина Янечку. Жарко. Пыльно, около шести Невский полон прохожими. Янечка, маленькая, в большой соломенной шляпе, просвечивающей на солнце, в белом платье с кружевцами. Посреди разговора начинает оглядываться растерянно. И я замечаю в священном ужасе, что окружила нас толпа. И какая – тихая, добрая. Даже благоговейная. Существо из иного, праздничного мира вдруг оказалось тут, на улице. «Ножки, ножки какие», – простонала десятиклассница с учебниками, а подруга ее кивнула головой как зачарованная…»
Увы, в конце 40-х – начале 50-х картин на «Ленфильме» снимали мало, и Янина Жеймо с мужем перебрались в столицу. Полгода семья с детьми жила в квартире Эраста Гарина – короля из «Золушки», а постоянным жильём стал…перестроенный гараж. Янина Болеславовна озвучивала «мультики» и дублировала зарубежные фильмы, участвовала в радиоспектаклях, но у Леона Жанно с работой ситуация была бедственной, он не мог себе позволить жить за счёт жены. Так, остро и неумолимо, встал вопрос о переезде в Польшу. Она оттягивала момент отъезда сколько могла: дочь вышла замуж, родился внук, расставание с близкими казалось невозможным.
С дочерью Яниной. «Маму назвали так потому, что ее отец был поляком, – он настоял. Мой папа записал меня Яниной, пока мама была в роддоме, даже не спросив ее согласия. Когда я родила дочь, мой муж поступил точно так же. Поэтому, когда появилась на свет моя внучка, мы просто не могли поступить иначе», – делилась Янина Костричкина в одном из интервью
Янина надеялась на чудо – вот-вот предложат сняться в картине, которая будет иметь головокружительный успех, вот-вот, стоит только немного подождать…
Но чуда не произошло. В 1957 году Янина Жеймо с мужем и сыном переехала в Варшаву, где жила до самой смерти, навещая в Советском Союзе дочь и внука.
Янины Болеславовны Жеймо не стало 29 декабря 1987 года. Миниатюрная, хрупкая, она казалась неподвластной возрасту, но сердце, истерзанное лишениями и жестокими ударами, не выдержало – разбилось.
«В канун нового 1988 года я с семьей переезжал в новую квартиру. Когда в очередной раз приехал за остатками домашней утвари, в полупустом жилище вдруг зазвонил телефон: «Юлик, приезжай скорее! С мамой, по-моему, плохо!» Я тут же взял такси и помчался. Вбегаю в мамину спальню. А она лежит на кровати и застывшей рукой тянется к лекарству. Я понял, что ее не стало… Когда приехали из морга забирать тело, я сам взял ее на руки и отнес по ступенькам вниз с четвертого этажа. Мама хотела, чтобы ее похоронили в Москве, поэтому мы заказали цинковый гроб и полетели в Россию». Юлий Жеймо
«Если со мной что-то случится, хочу лежать в родной земле», – всегда говорила Янина Болеславовна.
Согласно последней воле, Золушка похоронена на Востряковском кладбище Москвы. На её могиле и сейчас лежат живые цветы.
В послевоенном прокате фильм занял 4-е место: добрую сказку посмотрели 18 миллионов человек.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?