Алексенко Владимир Аврамович. Дважды Герой Советского Союза
Родился 27 января 1923 года в станице Киевская Крымского района Краснодарского края, в семье крестьянина. В 1940 году окончил неполную среднюю школу и по путёвке комсомола был направлен в Краснодарский аэроклуб. С мая 1941 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов.
С февраля 1943 года в действующей армии. Штурмовал вражеские батареи, обстреливавшие Ленинград, громил врага на Карельском перешейке, в Прибалтике и в Восточной Пруссии. Летать начал на штурмовике Ил-2. Закончил войну на новейшем, по тем временам, Ил-10.
19 апреля 1945 года командир эскадрильи 15-го Гвардейского штурмового авиационного полка ( 277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии капитан В. А. Алексенко за 230 успешных боевых вылетов на штурмовые удары по скоплениям войск и техники противника, за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, удостоен звания Героя Советского Союза.
Второй медалью "Золотая Звезда" заместитель командира 15-го Гвардейского штурмового авиационного полка Гвардии майор В. А. Алексенко награждён 29 июня 1945 года за 292 успешных боевых вылета на штурмовку вражеских укреплений, аэродромов и уничтожение живой силы противника.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1962 году - Военную академию Генерального штаба. Генерал - лейтенант авиации ( 1968 год ). Депутат Верховного Совета Украинской ССР 5-го и 8-го созывов. С 1978 года - в отставке. Жил в Одессе. Умер 16 июня 1995 года.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ); медалями. Бронзовый бюст установлен на родине Героя.
Командный пункт полка разместился в небольшой землянке. Открыв дверь, лётчик не сразу различил в полумраке командира, но отчётливо услышал знакомый глуховатый голос майора. Командир говорил по телефону. Заметив вошедшего Алексенко, он указал рукой на табурет и продолжил разговор с вышестоящим командованием.
Предстоит важное задание, подумал Алексенко. И действительно, закончив телефонный разговор, командир подозвал лётчика к карте и объяснил боевую задачу. Необходимо было нанести мощный удар по крупному вражескому аэродрому. Вначале пойдут истребители, затем бомбардировщики, последними - 3 шестёрки штурмовиков, которые и должны завершить разгром аэродрома.
- Эскадрилью штурмовиков поведёте вы, товарищ лейтенант, - заключил командир полка. - Вылет назначен после захода солнца.
- После захода ? Но это значит, что наши пилоты, не подготовленные к ночным полётам, должны действовать вслепую ! История авиации ещё не знает подобных примеров.
- Вы правы, лейтенант. Подобных примеров история авиации действительно не знает. Однако и войны такой ещё не было в истории. А кто делает её, эту историю ? - Командир полка заговорил горячо, убеждённо. - Мы с вами, весь наш народ, поднявшийся на священную войну. Вот и придётся вам лейтенант, открывать новую страницу в боевой истории нашей авиации.
Вернувшись на свой аэродром, Алексенко вызвал Николая Полагушина и Юрия Чибисова - старых боевых друзей, опытных лётчиков, ставших впоследствии Героями Советского Союза, и разъяснил им, как ведущим групп, боевую задачу.
В назначенное время самолёты поднялись в воздух. Перед линией фронта Алексенко приказал быть особенно осмотрительными: передний край противника сильно насыщен средствами ПВО. Вот чёрные шапки разрывов появились слева от шестёрки, которую ведёт Полагушин. Дымом обволокло штурмовики Чибисова. Огнева завеса встала и на пути Алексенко...
Командир группы приказал увеличить высоту. Штурмовики нырнули в облака и благополучно пересекли линию фронта.
Алексенко смотрит на часы. По времени бомбардировщики уже должны закончить выполнение боевого задания. И в самом деле, в этот момент там, где на карте был обозначен аэродром, в серой дымке, окутавшей землю, он увидел огненные островки.
Штурмовики прибавили скорость. По мере приближения к вражескому аэродрому лётчики ещё крепче сжимали штурвалы своих боевых машин, зорче всматривались вперёд, стараясь лучше разглядеть объект атаки.
Найти и во что бы то ни стало уничтожить врага было единственным стремлением лётчиков, ведомых Алексенко. Ненависть к врагу переполняла и сердце командира. Мать и 2 сестры Владимира Алексенко были угнаны в Германию, и он ничего не знал об их судьбе. Он должен отомстить врагу за их муки, за страдания ленинградцев, чьё небо он защищает, за горе причинённое врагом его Родине.
Когда штурмовики достигли цели и Алексенко увидел уцелевшие на вражеском аэродроме самолёты, у него мгновенно созрел план: своей шестёркой штурмовать машины, сосредоточенные в северо - западной части аэродрома, шестёрке Полагушина атаковать юго - восточную часть, а группе Чибисова ударить по средствам ПВО противника. Своё решение он немедленно передал ведущим шестёрок и приказал экипажам стать в круг. Началась атака !
Не успели наши штурмовики перейти в пикирование, как открыли огонь зенитные батареи врага. Но было уже поздно. Чибисов со своей шестёркой обрушился на зенитки. А в это время ведомые Алексенко и Полагушиным один за другим в упор расстреливали вражеские самолёты. С первого же захода Алексенко огнём своих пушек и пулемётов поджёг 2 "Юнкерса". Не отставали от командира и ведомые: то здесь, то там вспыхивали вражеские машины, взрывались склады, словно огромные факелы, пылали цистерны с горючим.
Несколько раз заходили штурмовики на цель. И, только убедившись, что аэродром полностью выведен из строя, Алексенко приказал группе лечь на обратный курс. Командиры шестёрок доложили, что потерь нет, но некоторые машины получили серьёзные повреждения.
На аэродроме командир полка, крепко пожимая руку каждому из лётчиков, от души поздравил их с успешным выполнением первого ночного боевого задания. Все понимали, что подобные удары по вражеским аэродромам затрудняют массированные налёты на Ленинград.
...Боевая деятельность Владимира Алексенко началась в тяжёлую для страны пору. Враг предпринимал одну за другой яростные попытки любой ценой продвинуться на восток, цепко держал в блокаде Ленинград. Молодому пилоту, не имевшего ещё боевого опыта, нелегко было овладеть мастерством штурмовика.
Трудность состояла в том, что в авиационной школе он учился на истребителя, а громить врага пришлось на "Иле". Но помогли товарищи - славные боевые друзья, настоящие мастера штурмовых ударов.
День ото дня совершенствовал своё мастерство Алексенко, приобретал навыки, учился быстро находить и уничтожать врага. Всего за годы войны он совершит 292 боевых вылета, и каждый из них будет по - своему примечателен.
...На первое боевое задание сержант Алексенко летел мимо Ленинграда. Он никогда не бывал здесь прежде, но любил этот город свем сердцем, и может быть, поэтому хотелось как можно лучше выполнить поставленную задачу - совместно с группой штурмовиков уничтожить вражескую батарею, обстреливавшую Ленинград.
Нелегко было в этом полёте молодому лётчику. Внимание рассеивалось: нужно было зорко смотреть по сторонам, чтобы не попасть под удар истребителей противника; умело маневрировать, чтобы не дать немецким зенитчикам пристреляться; следить за ведущим, чтобы не прозевать его сигналы, а то и совсем потерять; искать цель. А командир, напутствуя перед полётом, требовал быть сосредоточенным. И здесь на помощь пришли товарищи - поддержали в нём боевой дух.
Пять раз самолёт Алексенко обрушивался на орудия противника. От неожиданности враг растерялся и не смог оказать организованного сопротивления. Спустя несколько минут батарея прекратила своё существование.
Когда на аэродроме ведущий докладывал командиру полка, что боевое задание выполнено, Алексенко впервые испытал волнующее чувство победы. И вряд ли, скромный по натуре, думал он тогда о славе Героя, первый шаг к которой был им уже сделан.
С этого дня фронтовые будни лётчика были наполнены трудной, опасной, но так необходимой для разгрома врага работой. Он штурмовал дальнобойные батареи противника, "выкуривал" врага из укреплений во время боёв за Ленинград, на Карельском перешейке, неотступно преследовал его по дорогам Прибалтики, добивал в Восточной Пруссии.
...Молодые лётчики, прибывавшие в полк, смотрели на Алексенко с нескрываемым восхищением. Им были по душе его сила воли и уверенность в победе, глубокое знание техники и тактики воздушного боя. И каждый из них считал за честь пойти на боевое задание вместе с Алексенко. У него было чему поучиться. Даже опытные, имевшие за плечами по нескольку десятков вылетов пилоты гордились своим молодым другом и во многом следовали его приёмам ведения боя.
Были случаи, когда лётчик попадал, казалось бы, в безвыходное положение, но воля к победе, смелость и мастерство помогали ему не только сохранить жизнь, но и одержать верх над противником.
Летом 1943 года вражеская артиллерия, обстреливающая Ленинград, значительно усилила свою активность. Лишь в июле противник выпустил по городу около 7000 снарядов. В связи с этим руководством Военного совета было решено нанести ряд ответных ударов по основным позициям вражеских батарей.
29 сентября 1943 года 4 штурмовика 15-го Гвардейского ШАП под командованием младшего лейтенанта В. А. Алексенко под прикрытием звена истребителей атаковали тяжёлые орудия на участке железной дороги Пязерево - Ново-Лисино. Ещё при подходе к цели наши лётчики заметили в стороне пару немецких истребителей FW-190. Они имитировали воздушный бой, стремясь отвлечь наши истребители. Но их хитрость была разгадана. Штурмовики и истребители продолжали выполнять боевое задание. Во время штурмовки "Илы" были атакованы "Фоккерами". Огнём воздушных стрелков один из FW-190 был сбит. Только выполнив задание, группа взяла курс на аэродром и вернулась на базу без потерь.
В январе 1944 года началось наступление войск Ленинградского фронта. В течение 14 и 15 января войска фронта, сметая на своём пути мощные укрепления и преодолевая ожесточённое сопротивление врага, вклинились в оборону противника. На одном из участков немцам удалось сильным артиллерийским огнём остановить наши танки.
Гвардии капитан Алексенко получил приказ уничтожить вражескую противотанковую батарею. И вот четвёрка тяжело гружённых бомбами штурмовиков взяла курс на запад, к линии фронта. Хорошо изучив цель по карте, Алексенко пришёл к выводу, что орудия врага находятся на северных склонах высотки. А чтобы удар был внезапным, он решил подойти к батареи с тыла - с южных скатов высотки. Неожиданно вынырнув из - за горы, Владимир первым обрушил бомбовой груз на вражеские орудия.
Более 10 минут "обрабатывали" штурмовики высоту. Путь для наших танков был открыт. Когда же за танками поднялась и пехота, с огневых позиций батареи противника не последовало ни одного выстрела...
Преодолевая сопротивление противника на промежуточных рубежах, войска 21-й Армии к исходу 11 июня 1944 года вышли на главных направлениях ко второй оборонительной полосе противника. В этот день в боевые действия вступила и 23-я Армия. Командование финской армии стало спешно перебрасывать в помощь 4-му армейскому корпусу соединения с Карельского участка фронта и из Северной Финляндии. Сопротивление врага заметно усилилось и перед второй полосой обороны противника продвижение наших войск 12 июня замедлилось.
Действиям авиации в эти дни препятствовала испортившаяся погода, но 13-я Воздушная армия продолжала обеспечивать наступление наземных войск. Особенно большую помощь сухопутным соединениям на поле боя оказывала штурмовая авиация. Небольшие группы "Илов", сменяя друг друга, непрерывно "висели" над противником и немедленно атаковали его, помогая продвижению нашей пехоты и танков.
С целью повышения боевого наступательного духа в авиаполках перед вылетами на боевое задание на старт выносилось Гвардейское Знамя части. Командиры эскадрилий и ведущие групп подходили к Знамени и, целуя его, давали клятву на верность Родине и боевым традициям части.
В 15-м Гвардейском штурмовом авиаполку Гвардии лейтенант В. А. Алексенко 12 июня, получив приказ, тоже поклялся у Знамени, что его группа с честью выполнит боевую задачу. "Во имя Родины, во имя славы полка, - заявил он, - не пожалею жизни своей". И он сдержал данную клятву. Сопровождая группу танков, четвёрка "Илов" нанесла сильный удар по колонне вражеских автомашин и танков, сообщила нашим танкистам точное расположение хорошо видимых с воздуха целей, за что лётчики получили от них по радио тёплые слова благодарности.
Возвращаясь с боевого задания, в районе Кивеннапа на звено штурмовиков напало 8 немецких истребителей. Можно было и уклониться от боя, но Алексенко решил вступить в неравную схватку и первым бросился на врага. От его пушечной очереди загорелся один из немецких самолётов. Вслед за ним рухнул вниз, объятый пламенем, второй. Следуя примеру командира, ринулись в атаку и другие штурмовики. Не дав врагу опомниться, они метким огнём сбили ещё 2 неприятельских самолёта. Сами вернулись на базу без потерь.
В другой раз группа Алексенко "работала" по немецким танкам. Глядя, как достаётся врагу, авианаводчики не могли удержаться от восхищения.
- Здорово ! Кто в воздухе ? - поинтересовались они.
- Дисциплинированный, никогда не нарушавший правил переговоров, Владимир Алексенко, вместо того чтобы назвать свой позывной "Огонь", ответил:
- В воздухе Ленинградцы !
Это означало: в небе смелые, мужественные бойцы, настоящие мастера своего дела.
Подобных примеров боевого мастерства Владимира Алексенко можно привести немало. На вопрос: какой и боевых вылетов запомнился ему более всего, отважный лётчик ответить затрудняется. Во - первых, он не любит говорить о себе, а во - вторых, вылетов было очень много и какой из них самый интересный, определить нелегко.
Может быть, это был бой 18 сентября 1944 года, когда с группой товарищей он за один вылет уничтожил до роты пехоты противника, 5 автомашин и 1 повозок с грузами ? А быть может, налёт на аэродром противника Нейкурен, где в результате налёта наших штурмовиков сгорело 18 вражеских самолётов ? Для одних будет интересным рассказ о штурме противотанковой обороны противника, для других - о посках и уничтожении батарей противника в Кёнигсберге, когда приходилось летать, чуть ли не задевая шпили кирх. За один вылет совершалось по 12 атак, а бывало, что одна атака стоила всех 12, как например, в ходе операции по уничтожению Восточно - Прусской группировки в Хейльсбергском укреплённом районе.
Особенно много пришлось потрудиться штурмовикам с 8 по 10 февраля 1945 года, когда наши войска овладевали Кройцбургом, Фрауенсбургом и Прейс - Эйлау. В труднейших условиях авиация помогала пехоте и танкам продвигаться вперёд, взламывать оборону уже обречённого и потому особенно яростно сопротивлявшегося врага. Штурмовики и бомбардировщики в эти дни непрерывно наносили удары по противнику, уничтожая его танки, артиллерию, скопления пехоты.
9 февраля заместитель командира 15-го Гвардейского штурмового авиационного полка Владимир Алексенко вместе со своими боевыми товарищами вылетел на очередное срочное задание: предстояло ликвидировать большую группу вражеской боевой техники. Обстановка была сложной. Внизу - противник, в вверху - огненный смерч от десятков зенитных орудий и пулемётов.
Алексенко рассредоточил 3 группы самолётов по фронту, чтобы вынудить вражеских зенитчиков распылить свои силы, уменьшить плотность огня. Расчёт удался. Штурмовики, ведомые Алексенко, подошли к объекту бомбёжки без потерь. Восемь раз заходили на цель наши лётчики. В этом бою они уничтожили десятки танков и автомашин, большое количество солдат и офицеров противника.
Много было интересных боевых вылетов. Несомненно одно: каждый из них требовал от лётчика колоссального напряжения сил, тщательной, хотя подчас и кратковременной, подготовки к бою, критического анализа прежних вылетов, разумной инициативы, смелости, осмотрительности, умения выжать из своего самолёта всё, что он может дать.
Алексенко всегда видел противника не слабым и беспомощным, а сильным и коварным, для победы над которым нужно приложить немало сил и мастерства. И Владимир Аврамович не переставал учиться, анализировать каждый бой, свои собственные действия и действия противника. Возвращаясь с задания, он неизменно задавал себе вопрос: что нового, по сравнению с известными ему приёмами, применил в этом бою противник, что характерно для его тактики, в чём его сильные и слабые стороны ?
- Недооценка противника и переоценка своих собственных возможностей, - любил повторять Алексенко, - иногда могут стоить жизни даже очень талантливым лётчикам !
Всего в годы войны лётчик штурмовой авиации В. А. Алексенко совершил 292 успешных боевых вылета. На его счету десятки сбитых в воздухе и уничтоженных на аэродромах вражеских самолётов, 33 танка, 118 автомашин, 53 железнодорожных вагона, 85 повозок, 15 бронетранспортеров, 10 складов с боеприпасами, 27 артиллерийских орудий, 54 зенитных орудия, 12 минометов и сотни убитых солдат и офицеров противника. И всё это сделано им ради жизни на земле. Родина высоко оценила заслуги Владимира Аврамовича, дважды удостоив его звания Героя Советского Союза.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?