Не окончив седьмого класса, он стал к станку учеником токаря на авиационном заводе — шла война. Параллельно учился в техникуме. После войны поступил в авиационный институт, но очень любил играть в институтской самодеятельности.
Он понял, что техника не для него, каждый выход на сцену был огромным наслаждением. Поэтому решительно ушел с третьего курса института и подал документы в Московскую экспериментальную театральную студию. На вступительных экзаменах читал Чехова и Зощенко, комиссия оценила старания абитуриента и попросила еще почитать.
Леонов прочел трагическим голосом Блока, от чего члены комиссии развесились и вынесли свой вердикт — молодому человеку прямая дорога в театр.
После окончания студии Леонов поступил в Московский драматический театр имени К.С. Станиславского. Нравы в труппе царили патриархальные, молодежи давали самые маленькие и проходные роли, иногда даже без текста.
Но все изменилось, когда режиссер Михаил Яншин поручил Леонову роль Лариосика (свою, кстати, роль, которую он блистательно исполнял в молодости) в пьесе М. Булгакова «Дни Турбиных». За ней последовали другие: Евгений Леонов играл провинциального артиста Робинзона в «Бесприданнице», А. Островского, вора Винченцо в «Де Преторе Винченцо», Эдуардо де Филиппо, фиванского царя Креонта в «Антигоне» Жана Ануя.
Через восемь лет Евгений Леонов покинул этот театр и перешел в Московский академический театр им. Маяковского. Там он играл множество ролей, например, купца Ванюшина в пьесе Сергея Найденова «Дети Ванюшина», помощника режиссера Мартына Нарокова в «Талантах и поклонниках» Александра Островского, оруженосца Санчо Пансу в «Человеке из Ламанчи» Дейла Вассермана и Джона Дэриона.
В семидесятом году артист снялся в советской рекламе рыбы, что не давало покоя главному режиссеру театра Гончарову. Тот высмеивал артиста, предлагал пустить шапку по кругу, раз Леонову не хватает денег и для заработка он снимается в рекламе. Да, тогда драматическому артисту считалось зазорным сниматься в коммерческих проектах…
Евгений Леонов перешел в театр им. Ленинского комсомола, где и играл до самой смерти.
В кино он стал появляться в конце семидесятых годов, хотя первый его кинематографический опыт восходит к детским годам, тогда, пухлощеким бутузом он снялся в одном из фильмов.
Одной из первых запоминающихся ролей была роль шофера в фильме «Дело Румянцева», его заразительный смех не спутаешь ни с чем, как только Леонов появлялся на экране, зритель уже ждал этот смех.
Да, артиста можно назвать гением комедии — «Полосатый рейс», «Джентльмены удачи», «Дуэнья», «Не горюй», «Большая перемена», «Осенний марафон», «Кин-дза-дза.
Но как пронзительно он играет драматические роли- разве забыть фильмы «Старший сын», «Мимино», «Премия», «Слезы капали», «О бедном гусаре замолвите слово». Его драматический талант максимально проявился в фильме «Донская повесть» по рассказу М. Шолохова «Шебалково семя». За эту роль артист получил премию на международном кинофестивале в Нью-Дели.
Евгений Леонов всю жизнь любил одну женщину. Ванда вспоминала, как ее родители были против того, чтобы она выходила замуж за актера, но она настояла. Брак был счастливым, каждую свободную минуту артист посвящал семье. А так как свободных минут было немного, Леонов писал письма сыну. Впоследствии Андрей Леонов опубликовал эти письма в книге.
«Радуюсь ли я, что ты хочешь стать актером? Радуюсь, это укрепляет наше родство, ибо нет ничего выше духовного братства. Но сказать по совести, это меня и пугает: труден актерский путь. Мое упущение, ошибка, что моих трудностей ты не знал. А ведь есть только одна цена в искусстве — беспощадность к себе. Ах, сынок, я в смятении. Я подумаю. Я напишу тебе.»
Артист работал очень много, выходил на сцену и с воспалением легких и с высокой температурой. Он часто повторял, что себя жалеть не надо, надо выходить на сцену. Во время гастролей Ленкома в Германии с ним случился инфаркт, а сразу после операции еще один.
Актер не приходил в сознание почти месяц и все это время рядом с ним находился сын. Врач просил, чтобы сын разговаривал с отцом, чтобы тот услышал и «вернулся». И Евгений Леонов пришел в себя.
С тех пор страх скорой смерти не покидал актера, а вместе с тем появилась буквально жадность до работы, Леонов старался успеть сделать как можно больше. Он очень переживал за семью, как они останутся без него. В день, когда он умер, он должен был играть в пьесе «Тевье- молочник». Узнав о смерти любимого актера, ни один зритель не сдал в кассу билет. Актер умер очень рано — на шестьдесят восьмом году жизни.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?