О состоявшемся благодаря личной инициативе Никиты Хрущёва первом в истории показе советской моды в Париже в 1959 году сложилось множество легенд.
Например, авторы сериала «Красная королева» накрутили вокруг этого сюжета столько нелепостей и преувеличений, что отделить правду от лжи на первый взгляд становится просто невозможно.
Если верить этому сериалу, то делегация СССР привезла в Париж одобренные недалекими советскими чиновниками довольно серые и скучные модели одежды.
Показ которых французы сначала встретили ледяным молчанием, а потом и вовсе начали разбегаться из зала.
В этот момент художественный руководитель показа Вера Аралова попыталась спасти положение и отдала манекенщицам кожаные сапоги со вшитой молнией, которые она, без согласования с партийным начальством, взяла с собой в Париж «на всякий случай».
И вот, увидев на ногах советских женщин эту необычную обувь, французы вдруг пришли в совершенное неистовство, и грандиозный провал моментально превратился в неожиданный громкий успех.
После показа к Вере Араловой якобы даже приходили французские бизнесмены и предлагали наладить совместное производство этой новинки.
Но тут вмешалось советское начальство, и все эти прекрасные возможности остались нереализованными.
Возникает вопрос: а насколько эта история вообще правдива? Что же, женщины на Западе до 1960-х годов действительно не носили кожаных сапог? Ведь это же вполне традиционная женская обувь?
И неужели премьерный показ этих сапог на Западе состоялся таким диким способом, когда какая-то полоумная «стукачка» злобно шипя, вырывала их из рук у художницы?
На самом деле советская сторона дала Вере Араловой (как главе Общесоюзного Дома Моделей и художнице с безупречным вкусом и репутацией) карт-бланш на все, что она захочет показать в Париже.
И никакие мужиковатые «агентши» у нее ничего из рук не выхватывали.
Неделя советской моды в Париже действительно имела успех.
Но наиболее сильное впечатление на французов произвели женские меховые изделия (шубки, шапки и т.п.), о которых в сериале «Красная королева» ни слова не говорится (но, визуально они там присутствуют) и те самые кожаные женские сапоги на молнии.
Вера Аралова разработала и привезла в Париж эти сапожки совершенно легально. Более того, их изготовили их по государственной разнарядке в бутафорском цехе Большого театра.
При этом вшитая в них молния и в правду была оригинальным советским изобретением.
Не вполне понятно, осознала ли на тот момент сама Вера Аралова, что совершила революционное открытие в мировой индустрии моды?
Больше похоже на то, что она всего лишь позаботилась о том, чтобы манекенщицы могли быстрее сменить обувь во время показа.
Ведь основной упор Араловой был сделан на меха, а дополняющие их русские сапожки и вовсе были изготовлены у бутафоров, а не на серьезном предприятии легпрома.
Но революционная идея с молнией действительно была моментально подхвачена западными производителями обуви, что уже в 1960-е годы привело к необычайному росту популярности женских сапог на молнии во всем мире.
Разумеется, и до советских показов 1959 года женские сапоги на Западе были известны.
Но они были менее удобны (их нужно было буквально натягивать на ногу и в некоторых случаях дополнительно шнуровать) и, следовательно, менее популярны.
Многие в Сети пишут, что СССР потерял на этой не запатентованной идее миллиарды долларов. Звучит на первый взгляд довольно здраво, но, честно говоря, я не знаю, можно ли было оформить международный патент на подобную идею?
Мне кажется, что это все равно, что попытаться оформить патент на применение колеса.
Что бы там ни произошло на самом деле… Эта история хорошо показывает, что в любые времена и в любых обстоятельствах — не оскудевает Русская земля талантами.
А ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?